Прах легендарных фигуристов Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова 11 сентября был захоронен в Санкт-Петербурге. Почему это возмутило Татьяну Тарасову, как первые советские олимпийские чемпионы сбежали в Швейцарию, возвращались ли в Россию и как жили в последние годы перед смертью — в материале NEWS.ru.
Прах Белоусовой и Протопопова был захоронен в Петербурге на территории Волковского кладбища в некрополе «Литераторские мостки». Заслуженный тренер России Татьяна Тарасова осталась недовольна датой захоронения. 10–12 сентября на спортивной базе в Новогорске проходят закрытые прокаты фигуристов сборной России, из-за чего многие спортсмены и их тренеры не смогли попрощаться с олимпийскими чемпионами.
«Я буквально поражена, не сказать бы хуже, датой церемонии прощания с Белоусовой и Протопоповым. Не знаю, зачем такое обсуждать. Нужно было состыковать церемонию захоронения с тем, когда большинство мира фигурного катания сможет присутствовать», — считает Тарасова.
Тренер добавила, что хотела бы тоже прийти, но не смогла этого сделать из-за прокатов сборной.
Олег Протопопов умер 31 октября прошлого года, ему был 91 год. Супруга и партнерша фигуриста скончалась в 2017-м. Людмиле Белоусовой на тот момент исполнился 81 год. Долгое время она боролась с раком пищевода.
Спортсмены с 1979 года жили в Швейцарии. Прошлым летом Протопопов в интервью РИА Новости размышлял, что если и вернется в Россию, то только с прахом жены.
«Ее прах всегда со мной. Приеду и на Волковское кладбище побегу — маму встречать», — объяснял чемпион.
Протопопов начал заниматься фигурным катанием в 15 лет, Белоусова — в 16. Главных успехов в своей карьере они добились вместе. Когда фигуристы познакомились, у Олега уже был неплохой опыт выступлений. В 1953 году он стал бронзовым призером первенства СССР в паре с Маргаритой Богоявленской.
В следующем году Протопопов попал на семинар в Москву, где и познакомился с Белоусовой. Тренеры поставили Олега и Людмилу в пару для демонстрации некоторых элементов. Тогда фигуристы поняли, что им нужно выступать вместе. У них получалось кататься так, как будто они стоят в паре уже не первый год.
Проблемой было то, что Протопопов учился в Ленинграде, а Белоусова — в Москве. Людмиле пришлось перевестись в аналогичный институт инженеров железнодорожного транспорта в Питере. В 1957 году пара начала работать под руководством Игоря Москвина и завоевала серебряные медали первенства СССР.
Удивительно, но тогда же фигуристы поняли, что работа с тренером ограничивает их в свободе действий. Они много занимались вдвоем: ставили программы, оттачивали технику и художественное мастерство.
В 1962-м Олегу и Людмиле наконец удалось выиграть чемпионат СССР, а затем и долгожданные медали на чемпионате мира. А через два года они стали лучшими на Олимпиаде. Это было первое олимпийское золото в истории советского фигурного катания.
На протяжении следующих четырех лет Белоусова и Протопопов выигрывали все крупные турниры — чемпионаты мира, Европы и снова Олимпийские игры.
В 1957 году Людмила и Олег поженились. Как признавались сами фигуристы, любовь пришла к ним не сразу. Правда, Белоусова отмечала, что Протопопов понравился ей с первого взгляда.
«Если быть откровенными до конца, то ничего общего, кроме любви к фигурному катанию и смутного ощущения, что в парном катании каждый из нас сможет хоть в какой-то степени выразить себя, у нас не было. Даже любовь пришла к нам гораздо позже, хотя с первого взгляда мне понравился стройный балтийский морячок», — рассказывала Людмила в их общей с Олегом книге «Золотые коньки с бриллиантами».
Писатель Анатолий Шелухин в книге «Что идет впереди славы?» о Белоусовой и Протопопове рассказывал, что все свободное время фигуристы проводили вместе. Их союз было принято называть спортивной семьей.
У Людмилы и Олега всегда получалось находить общие интересы, несмотря на то что характер у них разный. В сложных ситуациях Протопопов мог становиться вспыльчивым и начинать волноваться. Белоусова же всегда старалась оставаться спокойной сама и успокаивать мужа.
Даже после смерти Людмилы Олег не забывал о супруге. Когда два года назад журналисты поздравляли его с юбилеем, Протопопов уточнил, что в этот день нужно вспоминать не только о нем.
«А почему вы только меня поздравляете? Мы 63 года вместе с Людмилой. Никто не может разделить одно целое на две персоны. Это несправедливо — поздравлять только меня, потому что Людмила — номер один. Людмила делала программы Белоусовой/Протопопова такими, какими вы их знаете», — говорил фигурист.
После Олимпиады-1968 в карьере спортсменов случился спад. Они проиграли на чемпионате СССР Тамаре Москвиной и Алексею Мишину, заняли только третье место на чемпионате мира. В 1975-м фигуристы завершили карьеру в профессиональном спорте и вошли в состав труппы Ленинградского балета на льду.
В 1979 году Белоусова и Протопопов поехали на гастроли в Швейцарию. Оттуда Людмила и Олег не вернулись: попросили политического убежища и остались за границей. В СССР были этому не рады: лишили фигуристов званий заслуженных мастеров спорта и вычеркнули их имена из всех книг. Сами спортсмены объяснили решение тем, что на родине им не дают развиваться.
«Наше решение уехать было правильным и своевременным, потому что люди нашего склада, люди, принадлежащие к миру искусства, вероятно, более чувствительны к тому, что происходит в стране, к тем глубинным процессам, которые в конечном счете привели к сегодняшней ситуации. Но политики в нашем отъезде не было никакой. Просто мы поняли, что дома мы чужие, что нам не дадут оставаться на льду так долго, как бы мы хотели и могли. В СССР с нами могли сделать что угодно», — рассказывали супруги.
У Белоусовой и Протопопова начался конфликт с художественным руководителем балета на льду. В те годы публика активно приветствовала олимпийских чемпионов, устраивая им стоячие овации. Иногда даже приходилось останавливать намеченную программу — зрители не переставали аплодировать.
Кроме того, Людмила и Олег были недовольны денежной политикой. По их заверениям, однажды во время гастролей в США они получили за выступление всего 53 доллара. При этом по контракту фигуристы должны были заработать 10 тысяч. Получается, что практически вся сумма ушла государству.
«Думаете, мы не были патриотами? Да мы готовы были все отдать ради родины. Оставшись в Швейцарии, сразу же сказали местным властям, что причины нашего побега чисто творческого характера. В нас все время что-то не устраивало Россию: то мы были слишком спортивны, то чересчур театральны, потом наоборот. Потом нас перестали пускать на соревнования, приглашать на показательные выступления», — рассказывал Протопопов в интервью «Московскому комсомольцу».
С 1979 года Белоусова и Протопопов не были дома. Они вернулись в Россию только в 2003 году по приглашению Вячеслава Фетисова. Затем участвовали в показательных выступлениях в Санкт-Петербурге по просьбе городской Федерации фигурного катания на коньках. Людмила и Олег также присутствовали на Олимпийских играх в Сочи.
Фигуристы до конца своих дней продолжали кататься на льду и вести активный образ жизни. В последний раз они выступили вместе на шоу Гарвардского университета «Вечер с чемпионами» в 2015 году. Тогда Белоусовой было 79, а Протопопову — 83.
У супругов не было детей — они всю жизнь посвятили фигурному катанию. «Разве мы смогли бы кататься так долго, если б хотели завести детей?» — говорила Белоусова в одном из интервью.
Людмила и Олег не согласились даже тренировать кого-то еще — работа с учениками отнимала слишком много сил, времени на собственные занятия не оставалось.
«Мы пытались несколько раз тренировать, но поняли, что, отдавая что-то другим, не можем нормально тренироваться сами. Настоящий тренер не может работать вполсилы. А на себя и на других энергии может просто не хватить. Мы пока еще стремимся кататься, а значит, не можем отрывать от себя слишком много», — объясняли супруги.
Читайте также:
Дочь в США, конфликт с Тарасовой, отношение к СВО: как живет Ирина Роднина
«Я у ваших ног»: Губерниев обратился к Родниной в день ее 75-летия
«Очень люблю Иришу»: Бестемьянова красиво поздравила Роднину с юбилеем