Американский тренер Роберт Протекстер в интервью News.ru рассказал о прошлом, настоящем и будущем экзотического вида спорта.
— Как вы открыли для себя бейсбол в России?
— В 1988 году, будучи студентом (21 год), прочитал статью в журнале, что бейсбол будет в Олимпиаде. Через месяц Советский Союз заявил, что это будет официальный спорт в стране. Я связался с американцем, который работал в СССР, и он говорит: «Давай попробуем». У русских слово «давай» — главное.
— И как скоро вы приехали?
— 3 марта 1990 года. Я приехал с полной неопределённостью. Понимал, что это не Америка, это совсем другая страна. Но мне очень понравилось здесь. У русских очень интенсивный характер.
— С чего начали?
— С команды, которую называли «Красный дьявол». Выиграл чемпионат. А потом я попал в сборную. Это было так приятно. Понимаете, я неосознанно прикладывал руку к сердцу, когда играл гимн Союза. И вот я уже 30 лет занимаюсь бейсболом.
— Как за это время изменился бейсбол в стране?
— Знаете американские горки? Сначала он был наверху, потом опустился, затем немного поднялся, затем вновь оказался внизу. Но сейчас пришли новые люди, которые хотят поднять этот вид спорта. И это понемногу получается.
— В 2020 году Олимпиада в Японии, в 2028-м — в Америке. Какие шансы у нашей сборной попасть на Игры?
— Хорошие — мы так должны думать. Сейчас нам сложно, но мы должны думать о хорошем. В мире очень много команд, которые отлично играют в бейсбол, но попасть на Олимпиаду смогут только шесть лучших. На ближайших Играх мы точно увидим сборную Японии, потому что это страна-хозяйка. Остаётся пять мест. Чтобы россиянам попасть в эту пятёрку, нужно пройти через какую-то огромную интересную бейсбольную лестницу. Но мы должны понимать, что не попасть могут все.
— Даже Америка?
— Конечно. Несмотря на то, что это самая крупная страна по бейсболу в мире, даже они могут не попасть.
— Как проходит отбор на Игры?
— Лучшие пять европейских команд будут играть против стран Африки в сентябре. То есть получаются шесть команд. Победитель сразу попадает на Олимпиаду. Второе место, занятое в этой шестёрке, опять повторит соревнования в марте 2019-го. А там будет очень сложно. Их называют «удачливые неудачники». Но эти luckyloosers — невероятный уровень.
— И как наша команда готовится к испытаниям?
— У нас есть игроки, которые добираются в одну сторону два часа и в обратную столько же. Пять часов тренировки. И ребята не устают, они как будто готовы только больше тренироваться. Но наши тренировки каждый день проходят интенсивно, с энтузиазмом и эмоциями, хоть и иногда крайне тяжело.
— Сказывается низкий уровень финансирования?
— Я не отвечаю за это, но тихо надеюсь, что где-то есть золото для бейсбола, которое потом вернётся золотыми медалями.
— В чём особенность бейсбола?
— Вот есть левши, есть правши. Казалось бы, какая разница? Но в бейсболе левши — особенные игроки.
— Почему?
— К ним никогда не готовы. Все ожидают удары и принятие мячей от правшей. А тут левши. За многие годы к этому так никто и не привык.
— А есть российские игроки, которые выступают за рубежом?
— Конечно, например, Антон Кузнецов, Пётр Балан. Есть трое ребят, которые выступают в Америке.
— Можно считать уровень их игры выше?
— Понятно, что в Америке, некоторых европейских странах бейсбол — один из популярнейших видов спорта и отношение к нему немного иное, чем в России. Но мы все друг у друга учимся.
— Как часто проходят тренировки?
— Каждый день. С девяти до двух время сборной. А дальше — как в метро.
— Как это?
— Двери открываются, кто успел, тот зашёл, потом двери закрываются. И так до десяти вечера.
— Бывает свободное время?
— Очень редко.
— В чём особенность российского бейсбола?
— Питчеры. Я не знаю почему, но в России питчеры — самые сильные. Левши, правши — это неважно. Но это не значит, что только подающие — самая сильная и особенная позиция. Нет, просто они отличаются.
— Тогда в чём различия российского и американского бейсбола?
— Америка начинала в XIX веке, а бейсбол в России начался 30 лет назад. Причём не было фундамента для развития.
— До сих пор нас сопровождает эта проблема?
— Он просто разрушился. Когда 25 декабря 1991-го Михаил Горбачёв уходил, а серп и молот заменили триколором, всё изменилось. Была одна страна, а стало... Это удивительно. Но сейчас всё меняется.
— Можно считать, что бейсбол ожил?
— Бейсбол жил, жив и будет жить!