Столичный ЦСКА снова оказался в «Финале четырёх» Евролиги, где команде, как и год назад, в соперники попался мадридский «Реал». Форвард «армейцев» Семён Антонов в эксклюзивном интервью News.ru рассказал, что головы баскетболистов заняты лишь предстоящим матчем с испанским грандом, а также поделился своими мыслями относительного того, какой стиль игры будут пропагандировать мадридцы в полуфинале.
— Какие мысли у вас перед матчем с «Реалом»?
— Нам необходимо было сначала закончить серию с «Нижним Новгородом» в Единой лиге ВТБ, чтобы полностью сконцентрироваться на «Реале». Все ребята знают, что нас ждёт. Да, мадридцев мы обыгрывали по ходу сезона, наша с ними дуэль — это повторение полуфинала прошлого розыгрыша Евролиги. Все наши успехи в противостоянии с ними в регулярном чемпионате ничего не будут стоить, потому что будет поставлено многое на карту. После 40 минут встречи уже не будет шанса что-либо исправить. Этим и отличается регулярка от «Финала четырёх».
— Пусть это будет звучать дерзко, но можно ли назвать серию с «Нижним» частью подготовки к «Финалу четырёх»?
— Они нам доставили очень много проблем, особенно в выездном матче. Показывают баскетбол несколько другого стиля, чем «Реал». Испанцы проповедуют скоростной стиль, быстрые переходы из обороны в атаку. Понятно, что «Нижний» старался атаковать при любой удобной возможности, бросали трёхочковые и какие-то элементы были похожи на игру Мадрида. Это схоже с решающими играми Евролиги, похожее нас будет ждать в матче с «Реалом». У испанцев есть провокаторы, тот же Кампаццо, Рейес или Рэндольф, которые бьют тебя первыми, а потом начинают заниматься «флопом». Мы готовимся к контактной борьбе, матчи с «Нижним Новгородом» в этом плане пойдут только на пользу.
— В прошлом году «Реал» не пустил вас в финал турнира. Нет ощущения «и вот опять они»?
— Такого нет. Психологическое преимущество сейчас на нашей стороне. Да, мы проиграли в прошлом розыгрыше «Финала четырёх», эту историю уже не переписать. Количество очных встреч никак не изменить, но в текущем сезоне мы их дважды переиграли в «регулярке»: и дома, и на выезде. Так что психологически мы будем немного доминировать в полуфинальной схватке.
— После той осечки с «Реалом» прошёл год. Состав ЦСКА претерпел большие изменения. Стали ли «армейцы» сильнее?
— У нас поменялось три-четыре игрока. Я раньше говорил, что как раз после новогодних праздников можно будет уже судить о реальной силе команды, видеть, как она прогрессирует. У Питерса — это дебютный год в Европе, Боломбой потратил много времени на восстановление от травмы и оформление паспорта, пропустил начало сезона. ЦСКА научился держать удар и верить в себя, в партнёров, в тренера. Взять последнюю игру с «Басконией», где мы серьёзно «горели» перед последней четвертью. Но команда смогла встать стеной и вырвать победу у испанцев. Они семь-восемь минут просто не могли забить нам ни с игры, ни с линии штрафных. Мы стали лучше, сильнее, стали опытнее. ЦСКА проводит хороший сезон, баскетболисты стали ментально сильнее.
— Чувствуете то, как возросла ваша роль в команде? Раньше всё ложилось на плечи Хряпы и Фридзона, а теперь Антонов наравне с Воронцевичем и Курбановым является вожаком.
— Роль изменилась, в том числе и в игровом плане — стал меньше времени проводить на паркете. Но такая ситуация нормальна, каждый старается вложить в успех клуба частичку себя. Ребята со скамейки всегда поддерживают тех, кто на паркете, обстановка у нас отличная. Виктор Хряпа почти всю свою жизнь провёл в ЦСКА и заменить его в команде очень трудно. Особенно сразу. Все перестроения в команде заняли достаточное время. Не скажу, что мы с Вороцевичем и Курбановым какие-то вожаки, которые держат раздевалку. Повторюсь, у нас очень хорошая атмосфера и обстановка в команде. Плюс у нас сыгранные связи: Воронцевич с Хиггинсом и Де Коло выступает вместе лет пять уже.
— Успел ли за этот сезон Боломбой стать настоящим русским? Паспорт — это дело хорошее, но...
— Он активно изучает нашу культуру, начинает потихонечку проникаться. Это ведь всё не так быстро происходит, явно не по щелчку пальцев. Летом, когда Джоэл приедет в сборную России, он прочувствует наш микроклимат в команде.
У него в этом сезоне пока всё скомкано идёт: он провёл встречу после Чехии, проведя с командой всего одну тренировку, а потом ему пришлось возвращаться к семье, супруга начала рожать, надо было быть с ней рядом. Из-за этого он не сыграл с национальной командой в Перми. Это важный момент в жизни любого человека. Все его прекрасно поняли, хотя было видно, что Джоэл очень переживал, что не может помочь сборной России в ответственном матче. У нас в сборной многие уже отцы, поэтому все поддержали Боломбоя, он должен был быть рядом со своей семьей в такой момент.
Понятно, что у нас в команде почти все англоговорящие, а вот в сборной он ощутит всю прелесть россиян (улыбается). В этом плане всё будет хорошо, никаких проблем с адаптацией не возникнет, плюс в команде много представителей ЦСКА, что лишь ускорит его вливание в коллектив. Никто не будет строить ему какие-то подлянки, чтобы как-то не так слово перевести или что-то не подсказать. Будет честная борьба за место в составе на чемпионат мира. Кто будет сильнее, тот и поедет в Китай.
— Когда он заговорит по-русски?
— Он уже говорит, просто стесняется. Думаю, что просто боится, что его в каких-то моментах не так поймут. Если что — ему всегда можно будет сказать на английском. Русскую речь он воспринимает уже гораздо лучше, чем это было в начале сезона, понимает то, что ему говорят. Сейчас он окунётся в полуторамесячную подготовку со сборной и просто совершит гигантский скачок в изучении языка. Когда ты находишься в обществе, где в основном говорят по-русски, то хочешь не хочешь, сам начнёшь изъясняться со всеми на одном языке.
К примеру, у нас есть хорошая игра перед домашними матчами — исключительно российскими ребятами. Это штрафные броски, но нужно максимально рассмешить своего оппонента, чтобы он совершил ошибку и забрал себе «банк». К примеру, я и Курбанов забросили по два — это уже четыре очка в розыгрыше. Потом двойку попадает Ухов — уже шесть на кону. Если Лопатин промахивается, то всё это «хозяйство» достаётся ему. И так играем до 21 очка. Дальше проигравший бежит по ступенькам трибуны УСК ЦСКА до самого верха. Когда ты видишь, что в розыгрыше находится достаточное количество очков, чтобы отправить человека в такое путешествие на трибуны, то тут надо уже выпускать скомороха, стараться шутить.
Джоэл поначалу не особо понимал все тонкости нашего юмора, но сейчас уже над большинством шуток смеётся. Так что то, что он пока сам не говорит по-русски, — это лишь какой-то момент стеснения.
— Летом заканчивается контракт у Де Коло, Итудиса....
— У меня тоже заканчивается, кстати. Да там у большинства ребят ситуациях похожая. Но это сейчас меньшее, что заботит команду перед важными встречами «Финала четырёх» Евролиги. Всем понятно, что когда есть соглашение на следующий год, то ты чуть более спокоен, так как застрахован на будущее, что не останешься без работы. Сейчас у нас большое желание взять титул. Понятно, что, имея такой трофей, намного легче продлить контракт, улучшить условия и всё такое. Но с этими вопросами надо не ко мне, а к руководству. Думаю, что у каждого игрока после конца сезона будут разговоры с Андреем Ватутиным (президентом клуба. — News.ru) относительно будущего. Поэтому сейчас никто о контрактах не думает, все сконцентрированы лишь на предстоящих матчах.
— Воронцевич как-то говорил, что продолжает мечтать об НБА. А о чём мечтает Семён Антонов? Может, тоже об Америке?
— Если только отдохнуть. Пока у меня в мыслях лишь трофей Евролиги, так как его в моей копилке пока ещё нет. Есть шанс взять эту заветную статуэтку. Очень надеюсь, что у нас получится. Это главная спортивная цель для меня на ближайшее время. После завершения сезона будет уже другой ориентир — сборная. Нам надо как можно успешнее выступить на чемпионате мира в Китае и отобраться на Олимпиаду — это наша минимальная задача. Надо всё делать постепенно, ставя перед собой всё новые и новые цели.
— То есть Америка — это пока только отпуск?
— Думаю, что да. Давайте смотреть на всё честно: ну куда мне ехать? Какой в этом смысл? Никаких особо шансов там у меня точно нет. Если раньше и были мысли об НБА, хотелось попробовать себя там, то сейчас уже нет. Я прекрасно понимаю, что у меня уже и возраст не тот, чтобы ехать что-то показывать в Америку. Хотя тот же Приджиони уехал покорять НБА в 35, но он играл на каком-то космическим уровне. Ещё на Олимпиаде-2012 задавал жару, хотя тогда уже был в том возрасте, когда многие задумываются о завершении своей карьеры. У него же началась третья молодость, а у меня с этим всё несколько проще: сначала выиграть Евролигу, а затем помочь сборной.