Уже в этом году на российских телевизионных экранах появится социальная реклама, мотивирующая граждан к ведению здорового образа жизни. Аналогичные ролики будут распространяться в социальных сетях. News.ru попытался выяснить, какая реклама может заставить россиян массово уверовать в ЗОЖ.
Ещё в июле 2017 года правительство России утвердило паспорт приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни», который направлен на увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни. Так, например, согласно документу, к 2025 году доля россиян, приверженных ЗОЖу, должна увеличиться до 60%. Тех, кто регулярно занимается спортом — до 45%. Всего проект обойдётся государству более чем в 3,5 млрд рублей. Помимо прочего, в нём запланировано и проведение «информационно-коммуникационной кампании с использованием основных телекоммуникационных каналов для всех целевых аудиторий».
Социальная реклама является эффективным инструментом для воздействия на население, в том числе с целью популяризации правильного образа жизни, утверждает научный руководитель экспериментальной лаборатории «Нейротехнологии в управлении» Финансового университета при правительстве РФ Николас Коро. Удастся ли Минздраву добиться поставленной цели, будет зависеть от качества и убедительности роликов, уверен он.
«Если реклама демонстрирует эмоцию превосходства над собственным недомоганием, над самим собой, тогда она действенна. Просто набор агиток — бессмысленная трата времени и денег. Должна быть создана такая реклама, которая либо объясняла бы выгоду человека, либо действовала на страх человека, показывала, что он может потерять, либо на иные человеческие пороки, которые могли бы его задеть. Не существует марширующей толпы, на которую влияет лозунг „Вперёд к ЗОЖ“», — пояснил эксперт.
По словам Коро, в России есть примеры как удачной, так и провальной социальной рекламы, которая пусть и стала популярной, но не выполнила своей основной задачи.
«Получилась реклама „Адская белочка“, направленная на борьбу с пьянством, которую также заказывал Минздрав. Она сработала, так как отражала нашу национальную ментальность, наше чувство юмора, объединяла. Резко негативный пример — ролик „Гей на передержке“. Уничижение одной группы населения для стимулирования другой — это неэтично и не работает. То есть если реклама ЗОЖ будет с подтекстом „жирный, потому что безвольный“, это вызовет только отторжение», — констатировал он.
В августе текущего года ВЦИОМ опубликовал результаты исследования, согласно которому доля россиян, занимающихся спортом с той или иной периодичностью, выросла с 38% в 2006 году до 60% в 2018 году. Тренд на здоровый образ жизни прежде всего активно поддерживает молодёжь и среднее поколение, рассказала News.ru психолог Анетта Орлова. По её словам, это помогает им выдерживать высокий жизненный темп.
«Сегодня все тенденции таковы, что мы живём в стрессовых условиях, в режиме больших перегрузок. Чтобы выдерживать это, нужно следить за основным ресурсом, за нашим здоровьем. На первый план выходят занятие спортом, умение выстраивать график и питание. ЗОЖ — это профилактика эмоционального выгорания, болезней. Люди это поняли и стали активно заниматься собой», — констатирует она.
Социальная реклама, которую регулярно будут транслировать по телевидению, прежде всего поможет популяризировать правильный образ жизни среди людей старшего поколения, уверена Орлова.
«Изначально мода на ЗОЖ начала популяризироваться в социальных сетях, поэтому задела только определённую возрастную категорию. Здорово, что теперь эта тенденция переходит и на телевидение, так как оно в большей степени ориентировано на старшее поколение, которое воспринимает телевизор как авторитетный носитель и доверяет ему», — подытожила психолог.