Юрист рассказал, как избежать повторения трагедии в ижевской школе

Общество 26 сентября, 2022 / 15:05

Стрельба в ижевской школе показала необходимость изменений действующего закона об оружии и ужесточения требований к психическому состоянию его владельца, заявил в беседе с NEWS.ru руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области, юрист Александр Хаминский. По его словам, после громких трагедий в законодательство вносятся некоторые изменения, но это все равно не препятствует доступу к травматическим пистолетам, ружьям и винтовкам, так как получение лицензии «носит формальный характер» и не препятствует доступу к нему в том числе со стороны лиц с психическими отклонениями.

В целях недопущения такого рода деяний необходимо четко определить правовые и медицинские причины их совершения. По моему мнению, действующий сегодня закон об оружии несовершенен. После громких трагедий в него вносятся изменения, но тем не менее процесс получения лицензии на приобретение оружия имеет формальный характер и не препятствует доступу не только к травматическим пистолетам, но также к ружьям, винтовкам и карабинам, — сказал Хаминский.

Изменить ситуацию, по словам юриста, позволит реформа обучения претендующих на получение лицензии. За основу ее предлагается взять экзамены в автошколе, а в экзаменационные билеты включить вопросы, касающиеся технических, юридических и психологических аспектов обращения с оружием. Сдавать же его Хаминский предлагает в Росгвардии, по образцу ЕГЭ.

Кроме того, по словам юриста, нужно изменить порядок установления отсутствия медицинских противопоказаний к владению оружием. Так, в нынешней ситуации психиатр выдает справку, удостоверяющую отсутствие отклонений психики на момент осмотра, однако она не гарантирует отсутствия отклонений как таковых. Эту практику необходимо заменить полноценным психиатрическим освидетельствованием и выдачей заключения, которые предусматривают в том числе принципиально иную ответственность врача, считает Хаминский.

Также он отметил необходимость изменения криминалистических требований к травматическому оружию, механизм которого позволяет менять ствол, сертифицированный для стрельбы резиновой пулей, на ствол для стрельбы боевыми патронами. Роль боевого ствола для «замены» при этом может выполнять недоделанное оружие, с точки зрения нынешнего законодательства не являющееся боевым.

Чтобы реализовать указанные предложения, не требуется ни увеличения штатов, ни дополнительных бюджетных ассигнований. Нужно привлечь специалистов, которые помогут органам власти выработать и закрепить решения, способные защитить наших сограждан, — заключил Хаминский.

Ранее сообщалось, что стрелок, напавший на школу № 88 в Ижевске, стоял на учете в психоневрологическом диспансере и мог придерживаться нацистской идеологии. По данным депутата Госдумы Александра Хинштейна, нападавший стрелял из двух травматических пистолетов, переделанных под стрельбу боевыми патронами. Позднее в Сети появились фотографии пистолетных магазинов, которые использовал нападавший. На одном из фото изображены более десятка магазинов с боевыми патронами. На некоторые из них была нанесена надпись «Ненависть!».