Несколько лет назад Юрий Лужков выпустил книгу «Я сын твой, Москва». И действительно, это был тот редкий случай в нашей политике, когда столицей управлял её уроженец. Да, Юрий Михайлович прошёл тернистый путь от дома с земляным полом, как он сам вспоминал, до роскошных кабинетов столичной мэрии и политических высот. От скромного драпового пальтишки и вошедшей в анекдоты кепчонки до изящных итальянских костюмов. От старой «Чайки» до роскошного Maybach. От всеобщего почитания и раболепствующей толпы до одинокого покидания здания мэрии на Тверской в компании Иосифа Кобзона. И осознания, что с потерей доверия молодого президента Медведева, а главное — огромных возможностей столичного градоначальника, он автоматически утратил и показное расположение сотен людей, обязанных ему всем — положением, процветанием, богатством.
Фраза «Так проходит слава земная» — это как раз стопроцентно о Юрии Михайловиче. Наверное, и надо вот так спуститься с политических высот, чтобы до конца познать жизнь во всех её проявлениях. Помню, когда пошли первые разговоры о возможной отставке градоначальника, состав Мосгордумы, на 90% избранный по «списку Лужкова», обещал стеной стоять за любимого мэра, но когда на встречу с ними приехал уже Сергей Собянин, те же лица устроили ему восторженную овацию. Ни один лужковский выдвиженец в самом столичном правительстве не подал добровольно в отставку из солидарности с шефом или, как его называли служивые в кулуарах, «папой».
Да, за 18 лет правления мы видели разного Лужкова. Мало кто всерьёз воспринимал репризу Геннадия Хазанова, предлагавшего на памятнике Лужкову написать: «Ну, вы теперь поверили, что я не хотел быть президентом?» Утверждали, что и структуры мэрии были выстроены так, чтобы их легко можно было, в случае необходимости, превратить в основу новых министерств. Развязка амбициозных планов наступила с выдвижением в премьеры Владимира Путина. Ставка Лужкова на Евгения Примакова не оправдалась, тот отказался выдвигаться в президенты, проявив свойственную ему мудрую осторожность.
Смотрите фотогалерею NEWS.ru
Впереди было ещё десятилетие мэрства Лужкова, но все понимали, что время его большой политической игры закончилось. То было скорее десятилетие успешного семейного бизнеса в силе государственно-частного партнёрства в отдельно взятой семье. И недаром результатом стало постоянное первое место Елены Батуриной в списке самых богатых женщин России.
Ну, а пенсионер Лужков вдруг с удивлением узнал, что, оказывается, можно проигрывать суды о защите чести и достоинства. Те самые, что ещё совсем недавно стеной защищали его от недоброхотов и клеветников.
Памятниками ему будут и храм Христа Спасителя, и Казанский собор на Красной площади, и «Москва-Сити». И это достойные памятники. И они будут возвышаться, когда потомки забудут обо всех удивительных перипетиях его крутой карьеры и судьбы.