Высшее образование в России становится привилегией богатых

Общество 27 февраля, 2018 / 17:35

«Надо ждать урезания социальных программ... У нас большие опасения, что будет больше процент платных студентов, а для „бесплатников“ станут вводиться дополнительные компоненты, за которые придётся платить», — заявил зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов.

Первый зампред этого комитета Олег Смолин рассказал о лазейке в законе «Об образовании», которая даёт возможность продолжить сокращение числа бюджетных мест. Согласно существующим нормам, в России на каждые 10 тыс. граждан в возрасте от 17 до 30 лет положены 800 бюджетных мест в вузах. Однако, по словам Смолина, во всём мире нормы определяются на каждые 10 тыс. населения, а не исключительно его молодёжной составляющей. По факту же на 10 тыс. населения в России выделяются всего 130 бюджетных мест (платно учатся ещё около 200 студентов). Если привести количество бюджетных мест к нормам нынешнего закона (не менее 800 на 10 тыс. молодёжи), получится, что бюджетные места можно запросто сокращать.

И это, увы, не депутатские предположения, а суровая реальность, «данная в ощущениях» нынешним и потенциальным студентам.

Например, со следующего года число бесплатных мест для магистров сократится на 131 тыс., то есть более чем в полтора раза. Соответствующий приказ уже подписала министр образования и науки Ольга Васильева. Всего же бюджетные отделения бакалавриата, магистратуры и аспирантуры потеряют восьмую часть бюджетных мест. Если в нынешнем году их было 625 тыс., то в 2019-м станет 549 тыс.

Итак, государство с каждым годом всё решительнее экономит на высшем образовании, прытко перекладывая плату за учёбу в вузе на плечи родителей. Причём на отдельных направлениях экономия происходит особенно активно.

«Сократилось количество мест на гуманитарные, общественные и педагогические специальности, — говорит директор Института развития НИУ „Высшая школа экономики“, эксперт московского отделения Общероссийского народного фронта, кандидат экономических наук Ирина Абанкина. — Например, специальности экономики и менеджмента финансируются государством только на 22%. В здравоохранении 50% мест финансируются государством».

Фото: ТАСС/Денис Абрамов

В результате такой политики двери вузов остаются на замке для многих способных юношей и девушек из малообеспеченных семей. Зато для «митрофанушек», имеющих богатеньких «предков», двери самых лучших, престижных вузов страны широко и гостеприимно распахнуты.

Основатель Московского госуниверситета, выдающийся русский учёный М.В. Ломоносов, отучившийся на родине и в Германии исключительно за казённый счёт, нынче вынужден был бы, пожалуй, несолоно хлебавши вернуться в родную деревню. Денег на учёбу у будущего светоча российской науки, как известно, не было. Тем более таких, какие с «платников» «дерёт» сегодня его детище — МГУ, носящий имя Ломоносова. Для сведения: плата за учёбу, к примеру, на экономическом факультете МГУ (по специальности «менеджмент») составляет 380 тыс. рублей в год.

Другие вузы тоже демонстрируют нехилые аппетиты, мало чем уступая флагману. Причём плата за «гранит науки» нигде не уменьшается, наоборот увеличивается.

«Выход» предложил Минфин — компенсировать сокращение бюджета на высшее образование выдачей образовательных кредитов. Правда, при этом премудрые финансисты «забыли» подсказать студентам из бедных семей, где отыскать деньги, чтобы кредиты и проценты по ним вернуть. Может, на большую дорогу с кистенём выходить?

Между тем не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: государство, экономящее на образовании своей молодёжи, обречено на прозябание.

«В условиях кризиса ключевым должно быть инвестирование в население. Лишь молодые специалисты с высокими профессиональными амбициями помогут найти из него выход», — говорит Ирина Абанкина.

Практически весь цивилизованный мир уже дошёл до понимания этой, в общем-то, самоочевидной мысли. В Германии, Греции, Словакии, Чехии, многих других странах Европы высшее образование сегодня бесплатное, причём даже для иностранных студентов. Большинство студентов бесплатно или за гранты учатся в вузах США. В России же две трети студентов сегодня — платные. А вскоре, судя по всему, таковых будет ещё больше.

При таком подходе властей к высшему образованию стоит ли удивляться нашему усугубляющемуся технологическому отставанию от Запада? А скоро и Восток нас обгонит — в Китае, например, высшее образование (и для иностранцев — тоже) в основном бесплатное.

У нас сегодня мода на разные советские атрибуты. Возрождаем то нормативы ГТО, то пионерию, то знак качества. Так почему бы не вспомнить опыт СССР, тратившего на образование 7% ВВП (в России сегодня тратится вдвое меньше)? А платное образование советскому студенту или его семье могло разве что в страшном сне присниться.