Вперёд в 1930-е: в России стали гораздо чаще красть автомобильные детали

Общество 20 мая, 2022 / 16:09

Из-за крушения логистических цепочек и сворачивания производств зарубежными автоконцернами Россия может вернуться в реальность 1930-х годов, когда похитители часто «свинчивали» с машин дефицитные колёса, дворники и другие детали. Учитывая, что за девять десятилетий автопарк многократно увеличился, масштабы распространения такого криминального явления можно легко представить, если государство и заинтересованные стороны не усилят контроль в этой сфере. По данным Росгосстраха, с начала 2022 года количество обращений клиентов после краж запчастей и навесного автомобильного оборудования автомобилей выросло на 47%. Подробности — в материале NEWS.ru.

Криминальный рост

Российские страховщики забили тревогу — за последние месяцы, особенно после начала спецоперации на Украине и связанных с ней санкций мирового сообщества против РФ, автовладельцы стали всё чаще жаловаться на кражи зеркал, фар, запасных колёс, колёсных колпаков и других легкосъёмных деталей.

Как объяснил начальник управления выплат по автострахованию Росгосстраха Александр Казимов, с января по конец апреля количество заявленных клиентами компании страховых случаев по каско выросло примерно на 20%, а заявлений о причинении ущерба в результате противоправных действий третьих лиц — в два с лишним раза. Существенный всплеск, по его словам, наблюдался в марте и апреле.

По данным Росгосстраха, больше всего страховых случаев после подобных противоправных действий зафиксировано в Москве и Подмосковье, Петербурге и Ленинградской области, Татарстане, Саратовской, Рязанской, Калининградской и Мурманской областях. При этом, как предупреждают страховщики, сегодня довольно трудно выделить регионы, где можно спокойно оставлять машину на ночь на неохраняемой стоянке.

О причинах этой тенденции NEWS.ru рассказал российский учёный-криминолог, доктор юридических наук и профессор Института экономики РАН Сергей Максимов. По его словам, происходящее может говорить о росте теневого рынка авторемонта.

С криминологической точки зрения это достаточно понятная история. Как только на теневом рынке возрастает спрос на тот или иной товар, естественно, вокруг этого теневого рынка возрастает и криминальная активность, потому что его нужно каким-то образом насыщать. Скорее всего, происходящее свидетельствует о том, что у нас растёт теневой рынок услуг по ремонту автотранспорта. Это связано с удорожанием услуг в дилерском секторе — попросту подскочили цены. Причём произошло это, на мой взгляд, не только в связи с изменением курса доллара и евро в предшествующие месяцы (хотя сейчас формально мы возвратились к уровню, который был до начала спецоперации на Украине), но и с разрушением логистики поставок, со скрытыми паническими ожиданиями ухудшения ситуации. Плюс влияет свёртывание бизнеса по производству — те автомобили, которые в России выпускались зарубежными компаниями, какое-то время производиться не будут. А те, кто возобновит производство под какими-то новыми брендами, не факт, что сохранят необходимые условия для поддержания в рабочем состоянии действующего автопарка. <...> Те, кто не жил в 1930-е годы, не может представить, что в те времена в СССР самыми ходовыми и часто похищаемыми деталями автомобиля были дворники, зеркала, колёса — всё то, что можно быстро снять, и то, чего не хватало. Сейчас есть такие же риски.

Сергей Максимовпрофессор Института экономики РАН, доктор юридических наук

Как писал NEWS.ru, россияне переключаются на обслуживание своих автомобилей в гаражных мастерских. Официальные дилеры, которые еще продолжают работу, фиксируют отток клиентов. Чаще всего наметившийся тренд связывают с подорожанием запасных частей и возросшей стоимостью работ.

На фоне санкций предприятия автопрома стали одной из первых пострадавших отраслей. В ряде регионов остановились конвейеры из-за отсутствия зарубежных комплектующих или вовсе планов ухода иностранных корпораций из РФ. А в майские праздники были остановлены все заводы по производству легковушек в России. При этом, как отмечали в Межрегиональном профсоюзе «Рабочая ассоциация», объединяющем сотрудников автопрома, ситуация на разных предприятиях отрасли разная.

В марте страховщики прогнозировали рост автоугонов на фоне запрета поставок импортных автомобилей ряда производителей и запчастей к ним. Таким образом злоумышленники будут использовать похищенные машины для разбора их на запчасти.