Учёные шотландского университета Данди воссоздали внешность женщины, в 1704 году приговорённой к смерти за колдовство, наведение порчи и половые сношения с дьяволом. Её звали Торриберн Лилиас Айди, и она была немолода. Бедолагу пытали, добившись признания, вернули в камеру, судя по всему, там она покончила с собой. Её похоронили как самоубийцу, вне кладбищенской ограды, рядом с водой. Так Торриберн Лилиас Айди спасла себя от костра, в противном случае она бы умерла в муках, её тело превратилось в прах, и учёным было бы нечего восстанавливать.
Торриберн была одной из десятков, а может быть, и сотен тысяч женщин, приговорённых к смерти за колдовство. В позднее Средневековье охота за ведьмами приобрела характер эпидемии: больше всего от неё пострадала Германия, но и другие европейские страны не остались в стороне.
Шотландия XVIII века была истово протестантской страной, но ведьм истребляли и протестанты — в особой опасности находились те, кто казался окружающим странным. Торриберн Лилиас Айди была стара и некрасива, возможно, жила на отшибе, а если она в придачу к этому умела лечить и знала заговоры от хворей и боли, то её судьба была предрешена. На костёр или на виселицу попадали беднячки, но инквизиторы часто разделывались и с жёнами богатых людей, и с ними самими — они находились в опасности из-за своего богатства, ведь их имущество конфисковывалось.
О том, как работала инквизиция, написано очень много. Предполагаемых ведьм раздевали догола и прокалывали: родимые пятна считались следами от дьявольских когтей, если при уколе из них не текла кровь, это казалось явной ведьминской приметой. Инквизиторы были хитры: иглы в устройствах для прокалывания втягивались внутрь и не приносили вреда коже. Потом в ход шли тиски для ног и головы, раскалённое железо, плети и прочий инструментарий из их богатого пыточного арсенала. Для обвинительного приговора требовалось признание, выдержать пытки удавалось немногим. Вслед за признанием и судом следовала казнь. Как большую милость, в случае искреннего раскаяния, перед сожжением ведьму душили.
С охотой на ведьм покончила эпоха Просвещения, со временем вера в силу заклинаний стала казаться глупым предрассудком. В XIX веке стал невозможен и такой персонаж, как Калиостро: никто бы не поверил человеку, выдающему себя за мага, уверяющему, что он разговаривал с Христом. Вера в заговоры и колдовство стала народной, ушла на окраину цивилизованного мира. Если бы тогда кто-то написал, что через сто с лишним лет рынок магических услуг разрастётся до больших размеров и к магам будут обращаться бизнесмены и политики, то его бы высмеяли.
В 2013 году главный кардиолог Москвы сказал «Интерфаксу», что граждане России тратят на лечение у магов, колдунов, гадалок и экстрасенсов 30 миллиардов долларов в год, а на лечение за границей — только 17. По данным Института социологии РАН, к гадалкам, магам и экстрасенсам обращаются «67% россиянок и 4% россиян». На слуху и громкие процессы последнего времени: банда лжеэкстрасенсов, использовавших для рекламы кабельное телевидение, заработала 150 миллионов рублей, модный экстрасенс убил и ограбил свою клиентку — тут можно привести много примеров. Судя по количеству объявлений в Интернете и по расценкам на контекстную рекламу, рынок магических услуг в Москве примерно сопоставим с тем, что предлагают психотерапевты.
Некоторые из магических сайтов сделаны под копирку, одной и той же рукой, очень похожи и размещённые на них рекламные тексты. Они занимают первые строчки поисковых раздач, очевидно, что и принадлежат эти сайты нескольким фирмам. Говорили, что владелец одной из них ездит на «Ягуаре», а в пяти-шести съёмных квартирах на него работает около двадцати сотрудниц. Денежный оборот таких контор достаточно велик, предлагают они привороты, отвороты, снятие «венца безбрачия» — то, что обычно интересует женщин.
В Интернете можно найти и объявления тех, кто практикует магию вуду, — к ним обращаются, когда нужно кого-нибудь убить или наслать тяжёлую болезнь. Разновидностей магии много, те, кто ей увлекается, нередко пытаются продать свои услуги. И самый интересный вопрос — то, насколько это бывает эффективно.
Те, кто рекламирует услуги экстрасенсов и магов на сделанных по одному образцу сайтах, как правило, продают пустоту. Но к колдунам обращаются очень богатые люди и платят за помощь очень большие деньги — за неработающие услуги наши умные и циничные миллионеры платить бы не стали. Процветают и многие из тех, кто специализируется на бизнес-астрологии: в придачу к диплому Московской академии классической астрологии или Высшей школы классической астрологии у этих людей есть и хорошее экономическое образование. Один из известных петербургских экстрасенсов в молодости, в девяностые, ездил в Германию и кроме людей лечил кошек и собак — хозяева оставались довольны.
Многие из таких историй кажутся легендами: в Подмосковье, в большом коттедже, живёт гадалка, которой перед «очень важным событием» звонил «очень важный человек» и спрашивал, кто из «важных людей» его не подведёт, кому можно доверять. Другие вполне достоверны: экстрасенсы снимают боль, гадалки гадают — и угадывают. Для того чтобы их услуги лучше продавались, люди начинают играть роль, придумывать собственный образ — тут-то они и превращаются в шарлатанов.
Бог знает, чем занималась несчастная Торриберн Лилиас Айди: мошенничала, лечила, предсказывала, ворожила или просто была непохожа на других. Заплатила за это она очень дорого. То, что теперь таких, как Торриберн, не пытают, не сжигают и не вешают, говорит о том, что хотя бы в некоторых отношениях мир становится лучше.