2 апреля в результате взрыва в кафе в Санкт-Петербурге погиб военный корреспондент Владлен Татарский. Его смерть подтвердило МВД России. Взрыв произошел в момент, когда в заведении проходил патриотический вечер военкора. Чем запомнился Владлен Татарский, самые яркие факты его биографии — в материале NEWS.ru.
Настоящее имя военкора — Максим Фомин. Он родился в Макеевке под Донецком, работал в шахте, позднее занимался бизнесом. В 2011 году Фомина обвинили в ограблении, он получил большой срок.
В интервью Lenta.ru Фомин подтверждал, что отбывал заключение в районе Горловки. Этот период его жизни совпал с событиями в Донбассе в 2014 году. Колония, где отбывал наказание Фомин, попала под обстрел. Татарский оказался на свободе и примкнул к формированиям, отстаивающим независимость Донбасса. Тогда Татарский получил позывной Профессор.
В 2014 году Фомин вступил в ополчение. В интервью изданию «Бизнес Онлайн» он объяснил это желание идеологическими соображениями.
«Я с детства был политически ангажирован. Мой отец — русский патриот, обычный шахтер. Он воспитывал меня в патриотическом духе, поэтому я уже в детстве делал мелкие диссидентские выходки на уроках украинского языка», — признавался Татарский.
Однако позже Татарский снова оказался в тюрьме. Вот что он сам вспоминал о том периоде своей жизни.
«Нас было 18 человек (сбежавших из тюрьмы. — NEWS.ru). Это я подробно описал в своей книге „Бег“. В общем, я сбежал из тюрьмы, вступил в ополчение. Потом меня снова посадили, так как юридических оснований для нашего освобождения не было. Меня вернули на зону. Но потом Александр Захарченко меня помиловал, я отслужил контракт (Фомин попал в подразделение „Витязь“, затем вошел в состав разведроты четвертой бригады Народной милиции ЛНР. На протяжении года он воевал в батальоне „Восток“, а в 2017 году был направлен в батальонную разведку НМ ЛНР. — NEWS.ru). Но в 2019-м уволился и занялся блогерской деятельностью, поехал работать в Москву», — рассказывал Владлен.
Он взял псевдоним в честь героя книги Виктора Пелевина «Generation П», сам написал несколько книг. В феврале 2022 года Фомин-Татарский вернулся на родину. В зоне СВО он, по собственным словам, с другом-добровольцем «летал на коптерах и делал расчет для БПЛА». Параллельно он развивал собственный Telegram-канал и набрал более 500 тысяч подписчиков.
На самом деле Владлен Татарский за 41 год жизни успел побывать во всех этих ипостасях.
Ровно год назад, рассказывая о себе, он подчеркивал, что после начала СВО перестал быть «бойцом информационной войны».
«Нет, я не боец информационной войны, потому что выполняю боевые задачи на линии фронта. Информационная война для меня теперь вторична. Если раньше я в свой Telegram-канал писал тексты, какие-то идеи, то теперь моя голова забита тем, чтобы мы в конкретном цеху побольше убили „азовцев“ (организация „Азов“ признана в РФ террористической, деятельность запрещена). Я не думаю о чем-то другом. Лично мне сложно думать о боевых действиях и параллельно размышлять о высоких материях», — признался Татарский.
Военкор Георгий Медведев, который в свое время жил с Татарским в одной комнате в Мариуполе, признался, что не верит в произошедшее.
«Макс был настоящим. Вот что выделяло его из числа многих других отличных и замечательных ребят. Он был собой всегда, будь перед ним рядовой или генерал. Мы ездили на боевые выезды, и он мог рубить правду мне в глаза, такому же рядовому, и потом, развернувшись, заметив рядом вышестоящее командование, подойти к нему, не глядя на звёзды на погонах, и пересказать то же самое», — написал Медведев в своем Telegram-канале.
Медведев подчеркнул, что Фомин никогда не скрывал никаких фактов своей биографии, а «рассказывал как есть, не пытался строить из себя героя».
Протоиерей Александр Тимофеев отметил, что по его рекомендации Татарский поступил в Свято-Тихоновский университет для изучения богословия и Священного Писания.
«На днях мы должны были встретиться, он должен был приехать ко мне в храм», — написал Тимофеев.
Философ Александр Дугин, чья дочь Дарья погибла во время теракта в августе 2022 года, разместил в Telegram-канале фото, на котором Дарья изображена рядом с Татарским.
«Владлен был настоящим русским человеком. Христианин — это Владлен Татарский», — написал Дугин.
Военкор «Комсомольской правды» Дмитрий Стешин назвал Татарского своим братом и заявил, что навсегда запомнит его.
«Владлен Татарский погиб, воин-проповедник. Покойся с миром, брат, покуда буду жив, буду тебя помнить и молиться», — написал военкор.
Депутат Госдумы Дмитрий Гусев также отреагировал на новость о гибели военкора. Он признался, что не был знаком с Татарским, но выразил соболезнования всем близким погибшего. По его мнению, заказчиков убийства Татарского нужно искать в украинском руководстве.
«Я не знал его лично, но выражаю свои соболезнования. Работа всех наших военкоров невыгодна украинским властям. Там и надо искать заказчиков этого дела», — заявил Гусев.
Отвечая на вопрос о целях проведения СВО на Украине, Татарский говорил, что это не просто денацификация, а «больше духовная работа».
«Поэтому все лидеры в России должны четко сформулировать новые смыслы, которые мы должны вместо нацистского бреда вложить в украинцев», — отмечал он.
Сам Татарский рассказывал, что самым тяжелым днем для него стало 28 марта 2016 года, когда он под снайперским обстрелом выносил «троих тяжелораненых здоровенных мужиков».
«Это было трудно и страшно. Но я горжусь этим днем, потому что всех бойцов спасли и они выжили. Мы действовали геройски, каждый мобилизовал себя и свой солдатский долг, и никто никого не бросил», — вспоминал он.
На вопрос о том, не боится ли он погибнуть в бою, Владлен отвечал философски. «Любой человек может погибнуть», — говорил он. Но неизменно прибавлял: «Мы еще поборемся».