Какие лекарства опьяняют водителей

Общество 22 ноября, 2018 / 17:26

ГИБДД совместно с Минздравом выступила с инициативой приравнять эффект от потребления некоторых лекарств к алкогольному или наркотическому опьянению. Представители ведомств составят список названий препаратов, запрещённых для водителей. Туда войдут лекарства, обозначенные в пункте 2.7 ПДД как «ухудшающие реакцию и внимание».

«Время пришло. В пункте 2.7 ПДД у нас есть запись, что запрещается управлять транспортным средством в том числе под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание. Но в ст. 12.8 КоАП РФ, которая регламентирует ответственность за нетрезвое вождение, об этих препаратах ничего не говорится. Мы предлагаем восполнить этот пробел», — сообщил начальник управления ДПС специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД РФ Александр Быков.

При появлении подозрений предлагается проводить акт медицинского освидетельствования водителя: брать у шофёра кровь и мочу на анализ. При выявлении в организме запрещённых веществ водителей будут привлекать к административной ответственности. Насколько строгим будет наказание, не сообщается.

Как рассказал News.ru врач-нарколог Олег Стеценко, несколько групп препаратов снижают остроту реакции и ухудшают внимание человека. В их числе бензодиазепины, антидепрессанты, нейролептики, антигистаминные препараты и даже противовирусные. Многие из них не только снижают концентрацию внимания, но и содержат компонент фенилэфрин, вызывающий нарушение резкости зрения. Это действующее вещество содержится в некоторых глазных каплях и спреях для горла.

Как рассказал психиатр-нарколог с 30-летним стажем Алексей Каротам, большинство этих препаратов обнаруживаются в крови в течение 12 часов после приёма — столько времени они сохраняют свой эффект. Человек остается заторможенным.

«Механизм действия у перечисленных препаратов такой же, как у алкоголя. Они воздействуют на те же самые мозговые центры. Вероятность попадания в аварию повышается», — сказал нарколог.

Врачи поддерживают идею наказывать водителей за приём препаратов, ухудшающих концентрацию внимания, но такая инициатива — это прямое нарушение закона. Поэтому вряд ли проект удастся довести до конца.

Алексей Каротам обращает внимание: запрет на приём бензодиазепинов, антидепрессантов, нейролептиков противоречит закону РФ от 02.07.1992 №3185−1 (ред. от 19.07.2018) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании». Согласно статье №5, не допускается «ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза».

«В действующем законе главная ценность — это болезнь, остальное — ерунда. Всё крутится вокруг того, чтобы защитить болезнь. Не самого больного, а сам процесс лечения. Такого человека "трогать" вообще нельзя», — утверждает Каротам.

Что касается больных, принимающих лекарства от физических недугов, то он вполне может быть принят. Нет документов, противоречащих этому. Врачи поддерживают идею о том, что больной человек не должен ездить за рулем.

Председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин относится настороженно к инициативе ГИБДД и Минздрава. По его мнению, «должен быть юридический и медицинский критерий» определения степени воздействия препаратов на способность управлять автомобилем, в каких дозах и какие вещества допустимы в крови. В противном случае это приведёт лишь к усилению произвола на дорогах.

По мнению эксперта, приём тех или иных лекарств, скорее, должен лежать в «зоне личной ответственности конкретного водителя». Все действия шофёра регламентировать просто невозможно и не нужно.

«Я как водитель отвечаю за всё. За своё состояние, за состояние автомобиля. С меня никто эту ответственность не снимает. В случае аварии буду отвечать сам», — рассуждает он.

«Надуманной проблемой» данную инициативу назвал координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов. По его словам, водители, принявшие лекарства от заболеваний, не представляют такую опасность, как выпившие алкоголь или принявшие наркотики. Именно с такими нарушителями нужно бороться в первую очередь.