Депутат Государственной думы Владимир Сысоев предлагает признать таинство венчания юридически. Как заявил парламентарий RT, согласно поправкам, которые он предлагает внести в Семейный кодекс, повенчавшиеся будут иметь равные права и обязанности с теми, чей брак зарегистрирован в ЗАГСе.
В числе аргументов парламентарий назвал большое количество в России православных, а также случаи замены регистрации брака в ЗАГСе венчанием. Он также считает, что признание юридического статуса венчания поможет в решении имущественных споров при разводе. Надеется депутат и на возвращение таким образом традиционного брака, существовавшего ещё до революции.
Подобная инициатива вызывает много вопросов. В частности, готова ли РПЦ взять на себя сложные бюрократически процедуры и должна ли подобная практика распространяться на все конфессии.
«Эта инициатива для нас является неожиданной, потому что инициаторы с нами её не обсуждали. Мы не знаем никаких подробностей и полагаем, что подобного рода предложения, по меньшей мере, должны заблаговременно обсуждаться с церковью, которая и осуществляет таинство венчания.
Практика регистрации церковью актов гражданского состояния, к которым относится брак, существовала исторически в условиях государственной церкви до революции. И до сих пор в европейских странах, где церковь является по статусу государственной, например, в Дании, церковь регистрирует акты гражданского состояния. У нас церковь независима от государства. Статус нашей церкви исключает совершение нами регистрации актов гражданского состояния. Вопрос признания юридически значимыми браков людей, которые не относятся к православной церкви, то же составляет проблему. Именно поэтому предложение депутата вызывает у нас очень много вопросов. Признание церковных браков актами регистрации гражданского состояния, никоим образом не отразится на укреплении семейных ценностей в России».
Возникает немало и юридических вопросов. Придание венчанию юридического статуса, скорее всего, потребует изменений не только Семейного кодекса, но и ряда других законодательных и подзаконных актов. Наверняка возникнут вопросы и по статье 14 Конституции РФ, согласно которой Россия — светское государство.
— Во-первых, если действительно Церкви будет передана часть функций государственных органов, то необходимо, чтобы соответствующие приходы получали лицензию или иное подтверждение полномочий. Потому что государство должно быть уверено, что эти организации выполняют эти функции правильно. То есть сразу возникает вопрос подтверждения полномочий. При этом нельзя забывать, что церкви разные, а значит, и ясности с их юридическим статусом нет: надо, чтобы было удостоверено, что абсолютно в каждом приходе эти функции выполняют надлежащие служители церкви. Регистрация брака — это серьёзная бюрократическая процедура, которая может оказаться возложена на Церковь. Готова ли Церковь взять на себя эту ответственность?
Во-вторых, страна у нас многоконфессиональная, и, безусловно, надо будет наделить соответствующими функциями все конфессии. Обращаю внимание, что депутат говорит об основных конфессиях. А что значит основные? У нас некоторых неосновных конфессий существенно больше. И каждая из них может обратиться в Конституционный суд. То есть — если наделять, то всех.
В-третьих, Церковь у нас отделена от государства. И это будет противоречить норме о светском характере государства и Конституции.
Иными словами, с юридической точки зрения это будет очень непростая процедура.
А с человеческой точки зрения есть два момента. Каждая конфессия или партия должна иметь свою нишу, и нельзя допускать, чтобы кто-то перевешивал и нарушался баланс интересов в обществе. А сегодня мы наблюдаем в обществе воинствующий клерикализм, который создаёт обычным верующим проблемы. Клерикалы пытаются навязать себя всем. Сейчас каждый, кто хочет, имеет возможность обвенчаться. Что ещё нужно?
Нельзя путать религиозные обряды и акты гражданского состояния. Получится, что дальше логично наделить Церковь функциями регистрации рождения, смерти, приравнять крещение к юридическим процедурам. В результате Церковь будет выполнять несвойственные ей функции. Если мы возвращаемся к этим процедурам, надо быть последовательными: до революции Церковь была подразделением Министерства юстиции, но вряд ли кто-то захочет вернуться к этому.
Я считаю это предложение популистским. Причём в одном сегменте. Православие занимает уважаемое место в нашем обществе, а такого рода инициативы скорее сеют рознь, чем укрепляют его авторитет. Они приравнивают Церковь к государственным бюрократическим структурам. И обесценивают религиозные институты.
В свою очередь известный религиозный и общественный деятель Андрей Кураев обращает внимание, что во избежание недоразумений необходим единый реестр регистрации браков. В качестве примера он привёл ситуацию с венчанием русской пары, которое произошло несколько лет назад в Чехии: вскоре после венчания супруг умер, и при открытии наследственного дела выяснилось, что у него есть жена в России. Никаких регистрационных обязывающих записей в церкви нет, а по законам Чехии венчание признаётся государством. По факту — ситуация двоежёнства.
Впрочем, например, в Италии или Греции церковные браки имеют такую же юридическую силу, как и светская церемония. Во Франции обязательна регистрация в мэрии.
А в Израиле ситуация очень сложная — зарегистрировать брак могут только граждане, исповедующие одну религию. При этом понятия «гражданский брак» там нет, единственно возможная форма — религиозная. Так что везде свои законы и традиции.
Известный религиозный и общественный деятель Андрей Кураев считает, что можно провести венчание, но затем всё-таки следует отправиться в отдел ЗАГС.
«Не повторяя процедуру в ЗАГСе, просто представить справку из прихода, чтобы сделать соответствующую запись в государственной книге регистрации», — предложил Андрей Кураев в беседе с корреспондентом News.ru.
Судя по всему, пока инициатива народного избранника энтузиазма ни у кого не вызывает. А если внимательно вникнуть в вопросы её реализации, а также задуматься о последствиях подобных инициатив, то лучше и не начинать. Вряд ли в церкви откажутся обвенчать желающих, но вот разводы там точно не приветствуют.