В Русской Православной Церкви обратились к следователям с просьбой не сажать людей за оскорбление чувств верующих. Причём призыв прозвучал на самом высоком уровне. Многие усмотрели в этом скорый конец «охоты на ведьм» и «инквизиции XXI века». О том, ознаменует ли открытое письмо преодоление раскола в российском обществе, — разбирался News.ru.
В далёком 2012 году теперь уже небезызвестные участницы группы Pussy Riot провели злополучную акцию в храме Христа Спасителя. Девушек посадили в тюрьму, а в России вскоре после «панк-молебна» ввели уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих. Нелепо отрицать, что законодательное новшество было принято не без активного участия РПЦ.
Позиция Церкви по этому вопросу тогда была предельно ясна. Вопреки христианскому смирению и всепрощению так называемых богохульников руководство религиозной организации хотело видеть исключительно за решёткой. Об этом хорошо свидетельствуют заявления тогдашнего спикера РПЦ протоиерея Всеволода Чаплина. Он выразил надежду, что решение суда по делу «панк-молебна» в храме «будет таким, что оно поможет абсолютно исключить такого рода поступки в будущем». Очевидно, речь шла о тюремном сроке. Особенно в контексте того, что священнослужители, выступившие за прощение девушек, попали в немилость или вовсе были отлучены от Церкви.
Прошло шесть лет. Жизни десятков граждан, в основном, молодых людей и подростков, были отмечены суровыми приговорами по уголовным делам об оскорблении чувств верующих. Причём зачастую достаточно было «оскорбить» священнослужителей, а не «осквернить» священные символы. С другой стороны, дела православных фанатиков, такие как о погроме на выставке в «Манеже», закрывались за отсутствием состава преступления.
Граждане от мала до велика неоднократно возмущались из-за приговоров, казавшихся им несправедливыми. РПЦ вскоре окрестили инквизицией XXI века, а многие деятели культуры назвали происходящее «охотой на ведьм» и «мракобесием». Всё тщетно: судопроизводство продолжилось. С каждым годом количество заведённых уголовных дел из-за оскорбления чувств верующих лишь увеличивалось. И далеко не все из них становились достоянием общественности.
Ненависть к так называемым богохульникам со стороны православной общественности породила неприязнь к РПЦ со стороны другой части российского социума. Следует отметить, что подобная политика также отвратила от религиозной организации значительное число граждан, ранее считавших себя православными. Церковь начала терять адептов, а её рейтинги в обществе — стремительно падать.
Доподлинно неизвестно, послужило ли именно это толчком, но 6 августа 2018 года на самом высоком уровне в Церкви призвали закрывать уголовные дела, касающиеся оскорбления чувств верующих. В связи с примирением сторон.
«Если лицо, в отношении которого ведётся расследование по 148 статье, признаёт свою вину, сожалеет о содеянном издевательстве над святыней, то любой верующий человек призван ходатайствовать о прекращении уголовного преследования и добиваться прекращения дела», — приводит пресс-служа слова заместителя председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе. Он добавил, что призывает следователей, судей и заявителей, считающих себя православными верующими, к тому, чтобы желательно все «производства по оскорблению чувств верующих заканчивались именно примирением сторон».
Конечно, потребуется время на то, чтобы государство отреагировало на такой призыв. Остаётся надеяться, что молодые люди, некогда по глупости оступившиеся, выйдут на свободу, а их место не займут новые жертвы дел о богохульстве. Но первый, самый важный шаг, уже сделан: РПЦ решила жить со всеми по заветам кота Леопольда — дружно.