Неожиданная сенсация случилась в сфере, которая, несмотря на свою видимую публичность, остается одной из самых закрытых. Речь идёт о несколько неожиданном решение Его Святейшества освободить от всех должностей Евгения Пархаева, бессменного аж с 1987 года директора комбината «Софрино», который одновременно умудрялся руководить и гостиницей в Свято-Даниловым монастыре.
Самое примечательное, что комбинат был и остаётся фактическим монополистом по производству всей атрибутики, связанной, как принято говорить, с отправлением культа. Свечи, которые на производстве наматывались километрами, рукотворные одежды архиреев с золотой вышивкой, священные сосуды. И собственно всё, что продается прихожанам во многочисленных церковных лавках. Удивительно, что за прошедшие десятилетия сменилась экономическая модель страны, развился частный сектор и связанная с ним конкуренция, была создана система тендеров, призванная снизить бюджетные расходы. А вот монополия «Софрино» оставалась неизменной. Как она была учреждена ещё при советской власти для полного госконтроля за православием во всех его проявлениях — и духовных, и экономических.
Говорят, на предприятии царила атмосфера классического авторитаризма. Даже за оставленную чашку с недопитым чаем работника могли уволить без надежды на апелляцию к христианскому милосердию. Понятно, что предприятие давало работу сотням жителей Подмосковья без отрыва от собственного дома и необходимости искать кусок хлеба в самой столице.
Сам Пархаев, естественно, имел неоднозначную репутацию, как всякий хозяйственник, фактически сросшийся со своим руководящим креслом. Поскольку, как утверждали, злые языки, он умел ладить не только с двумя патриархами, с политиками всех мастей и разных лагерей, но и с вполне авторитетными личностями. Теми, что в отношениях с Богом уповают не на мирские добродетели, а на щедрые взносы, считая отпущение грехов чем-то вроде личной сделки.
В году 2012 Пархаев неожиданно для себя попал в переплёт, сходный со скандалом, уничтожившим репутацию хозяина Черкизона Тельмана Измаилова. Некий фотограф сумел нащёлкать сцен с его дня рождения, где вызывающая роскошь соседствовала с медийными лицами и звездами эстрады — Лещенко, Винокур, Грушевский не могли отказать такому уважаемому человеку. Снимки попали в интернет. И говорят, дерзкому фотографу потом даже угрожали те лица, которые не слишком любят светиться.
Не чужд директор был и политическим амбициям. В частности в 1999-м году решил даже поучаствовать в парламентских выборах. Наскоро сколачивалась журналистская бригада, которая должна была пропагандировать его хозяйственное и человеческое достоинство. Но тогда что-то не срослось. Всё ограничилось приемами для разного рода полезных политиков. К слову, совершенно неожиданно к сфере общения Пархаева принадлежал и олигарх Михаил Прохоров. Трудно сказать, что могло связывать столь разных людей, но их контакт это факт. Более того, работники комбината потом писали в соцсетях, что на президентских выборах 2012 года, когда Прохоров олицетворял либеральное начало в нашей большой политике, работников комбината чуть не силой призывали голосовать за олигарха. Может, это был просто показной жест в адрес олигарха.
А директор предпочитал иметь тесные связи не только среди консерваторов-почвенников.
В свое время Евгений Пархаев попал на некоторое время в застенки «Лефортово». Его подозревали в присвоении неких средств. выделенных на ремонты храмов. Но то ли доказать ничего не смогли, то ли вмешались высшие силы, но человек не только вышел на свободу. Но, как мы видим, долгие годы руководил крупнейшим предприятием. В последнее время его подозревали ещё и в выводе из близкого к патриархии банка «Софрино» солидной суммы в рублях. По некоторым неофицальным оценкам — почти пяти миллиардов. Подчеркнём — только подозревали. Но не исключено, что именно такие подозрения и привели к отставке. Во всяком случае, патриарху Кириллу пришлось принять такое решение.
Сам Пархаев свой уход объяснил накопившейся усталостью. Так это или нет, видимо, выяснится, когда новое руководство проведёт на месте свой аудит. Кстати, нельзя считать простым совпадением появившиеся в последнее время разговоры о том, что финансовое положение РПЦ уже не такое твёрдое, как ещё совсем недавно. А «Софрино», понятное дело, важнейший источник пополнения церковной казны.
Преемником Пархаева стал известный с лужковских времен чиновник Григорий Антифеев. Капитан первого ранга в отставке (в московском правительстве было немало отставных именно моряков), глава комитета городского имущества, а затем двенадцать лет глава комитета по туризму. После прихода Собянина ушёл в науку. Благо имел ещё и докторскую степень. Хотя и в его работах дерзкий «Диссернет» находил признаки плагиата.
И вот новое назначение. Видимо, церковные иерархи помнили о его вкладе в строительство нынешней версии Храма Христа Спасителя. За что Антифеев был награжден несколькими церковными орденами.