Старший преподаватель отделения аутизма и связанных нарушений из Медицинской школы университета Эмори (США) Минди Шэйтауэр в кулуарах Международного форума «Каждый ребёнок достоин семьи», организованного фондом «Обнаженные сердца», дала эксклюзивное интервью News.ru. Специалист объяснил, почему не стоит переводить детей с особенностями развития на домашнее обучение и рассказал о распространённых ошибках, которые допускают родители таких малышей.
— В какую школу следует отдавать особенного ребёнка — обычную или специализированную?
— Универсального ответа на этот вопрос нет. Однако стоит понимать, что в какой бы школе не учился ребёнок, для него должны быть определены конкретные цели и задачи. Для каждого подростка с особенностями развития должна создаваться индивидуальная программа обучения. Этим должны заниматься родители совместно с преподавательским составом учебного учреждения. Если обычная школа может обозначить особенному ребёнку цели и задачи, её нужно рассматривать в первую очередь. При этим важно следить за прогрессом и анализировать его.
— В России эта система зачастую не выстроена. Если в рамках обычной школы реализовать индивидуальную программу невозможно, стоит ли сделать выбор в пользу специализированного образовательного учреждения?
— В таком случае действительно имеет смысл рассматривать специализированную школу. При этом важно понимать, что ребёнку с особенностями развития всегда нужно создавать спектр целей и задач, к которым он должен стремиться. Если ситуация того требует, следует быть более требовательным к ученику. Также не стоит забывать о том, что цели и задачи должны быть действительно важны для него и он должен их понимать и разделять.
— Если родитель считает, что он может самостоятельно выстроить цели для ребёнка, стоит ли оставлять его на домашнем обучении?
— Я советую рассматривать вариант обучения на дому в последнюю очередь. Невозможность общаться со сверстниками является большой проблемой для ребёнка, он не будет социализироваться. При этом родители зачастую не имеют определённого образования для того, чтобы быть преподавателями. Более того, при домашнем обучении ребёнка ухудшается качество жизни мамы и папы. Дети с особенностями развития требуют к себе много внимания, а если в общении с ними ещё и не делать перерывы, это станет тяжёлым испытанием для родителей.
— Какие самые частые ошибки в воспитании допускают родители особенных детей?
— Одна из самых частых ошибок заключается в том, что родители пытаются одновременно охватить слишком много информации. Из-за этого они очень загружены, перевозбуждены и не могут вовремя найти необходимые для ребёнка услуги. Вторая ошибка состоит в том, что родители не осознают, что им действительно нужна помощь профессионала. Зачастую они пытаются справиться с проблемой самостоятельно. Например, в некоторых семьях подросток с особенностями развития — третий по счёту. И родители продолжают применять ту же стратегию воспитания к младшему ребёнку, считая её эффективной. Однако это неправильно. К интеллектуальным особенностям развития следует относиться так же, как к медицинским нарушениям. Например, если у вашего ребёнка диабет, это не означает, что вы знаете, что с этим нужно делать. То же самое относится и к детям с ментальными особенностями. Я советую их родителям обязательно обращаться к специалистам. В большинстве случаев это поможет получить необходимые для воспитания особенного ребёнка знания и сделать жизнь легче.
— К каким профессионалам следует обращаться?
— Существует широкий спектр специалистов, которые занимаются этим вопросом. В США, например, ребёнка приводят к самому обычному педиатру или терапевту. И это уже хороший начальный старт. В идеале именно эти врачи направляют к узкопрофильным специалистам. Если у ученика беспокойное поведение и он нетипично суетливый, ему, возможно, посоветуют обратиться к поведенческому специалисту. В ситуации, когда у пациента сложности с коммуникацией, можно привлечь логопеда или специалиста по речи.