Шутка о том, что у нас целые поколения вышли, вопреки классику, не из гоголевской шинели, а из шинели генералиссимуса, звучат не всегда весело. Уж очень навязчиво человек в мягких кавказских сапогах и узнаваемом френче присутствует в нашей жизни. На Красной площади рядом с двойником гения всех времён очередь для того, чтобы с ним сделать селфи. Уже сложилась целая труппа киноактёров, специализирующихся на его образе в бесконечных наших сериалах.
Неудивительно поэтому, что в питерской гимназии случился неожиданный конфуз. Мальчик, которому поручили сыграть в рождественской мистерии библейского Иосифа, загримировал себя под его тезку — Иосифа Виссарионовича. А что, ответил же, видимо, его ровесник на стандартный вопрос «Кто такой неистовый Виссарион?», что это папа Сталина. Действительно, но кто сейчас помнит Виссариона Белинского? О нём же сериалов не снимают.
Да ладно бы только школьники баловались историческими казусами. Но вот буквально на днях гостей экономического форума «Россия зовёт!» решили развлечь костюмированной вечеринкой. Гостей наших и приглашённых из многих стран было прилично. И никто, видимо, не ожидал, что центром всеобщего внимания станет глава ВТБ Костин, который появился на суаре в типичном сталинском белом френче с наградами и известной по историческим реконструкциям фуражке хозяина Кремля.
А чтобы окончательно войти в образ, крупнейший банкир страны ещё и выступил с речью о привлечении в страну инвестиций с типичным кавказским акцентом. Все смеялись, а корреспондент «Файнэншл таймс» ещё и снял на свой смартфон явление Костина-Сталина деловому народу и выложил всё в Сеть. Шутка, конечно, невинная, карнавальная, но через несколько дней открыли ту самую «Стену скорби».
Банкиров, представителей власти денег, вообще изначально манит образ безраздельного советского правителя. Кто не помнит чудесный сериал «Московская сага» по роману-эпопее Василия Аксёнова? Естественно, что и там Сталин занял своё почётное место, а вот сыграл его не профессиональный актер, а известный в ту пору банкир Владимир Миронов, который, дескать, всю жизнь примеривал на себя знаменитый френч. И вот мечта сбылась. Видимо, не без его спонсорского участия. Говорят, что из-за него даже переписали сценарий. Поскольку у банкира начались проблемы со здоровьем и он наотрез отказался изображать мёртвого диктатора и ложиться в гроб. Тем более, видимо, снимался не за гонорар.
Манит, манит личность, как пел Галич, «то ли гения, то ли нет ещё». Говорят, что у нас до сих пор в каждом начальнике живёт немного Сталина. А ещё утверждают, что человечество, смеясь, расстаётся со своим прошлым. Хочется верить, что это именно тот случай.