Жертва Христа: чему учит Светлая Пасха

Общество 08 апреля, 2018 / 06:42

8 апреля — Светлая Пасха, величайший православный праздник, слова «Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ...» дают надежду каждому. Но какой урок из смерти и воскресения Христа может извлечь обычный человек — теологически неподготовленный и, может быть, не воцерковленный? Суд Пилата и путь на Голгофу мы представляем по тому, что нам ближе, — в наш культурный код прочно вошли евангельские сцены из «Мастера и Маргариты». Яркое солнце, удушающая жара, отливающие серебром доспехи легионеров, ревущая толпа. Люди орут:

— Распни! Распни его!

Стоп. Вот и первый урок. Никогда не надо быть с толпой и кричать то, что кричит она, — особенно если речь идёт о чьей-то жизни и смерти. Перед дворцом Ирода собрались обычные люди, они свято уверены в своей правоте: Варавва, которого они требуют освободить, — полууголовник-полупартизан, борец с оккупантами. А Иисус — религиозный диссидент, проклятый священниками, им они верят. Люди всё делают правильно, но обернётся это чудовищной бедой, слова: «Проклятье на нас и детях наших» исполнятся. Так что не надо быть с толпой: если нельзя ей противостоять, лучше отойти в сторону, так есть шанс не испачкаться и не погубить себя.

А вот щурящийся от солнца старик в военном плаще, прокуратор Иудеи Понтий Пилат — он хотел спасти Христа, но остановился на полпути, прислушался к первосвященнику, послушался народа и отправил Спасителя на пытки и мучительную казнь. Это второй урок: если ты решил что-то сделать и считаешь, что прав, иди до конца, несмотря на противодействие и обстоятельства. Карьера случайная и преходящая вещь, ты можешь потерять больше: проклят и Пилат, исполнительный чиновник и слабый человек, так и не решившийся на поступок.

Фото: wikimedia.org/Dansk Skolemuseum

Евангелия не осуждают римских солдат: они выполняют приказы, выбора у них нет, это люди-функции, человекомашины. Но тех, кто придумывает необычные мучительства, евангелисты упоминают. Это третий урок: исполняя неприятный долг, не стоит слишком стараться, не надо вкладывать в палачества душу.

Теологи пишут, что вознесение Христа самое необъяснимое из евангельских чудес, но оспорить его нельзя, оно подтверждается многими свидетельствами. Что же говорит обычному человеку величайшее чудо христианства? То, что ни при каких обстоятельствах не надо отчаиваться. А если закрыты земные пути, то, возможно, есть и иной, надмирный, и на нём пострадавший за правду получит свою награду.

Распятие страшная казнь: гвозди входят в плоть, тело на кресте вытягивается, смерть долго не приходит, в конце концов человек погибает от сепсиса и удушья. Польский фантаст Пекара, католический (и отчасти еретический) писатель создал альтернативную Вселенную: в ней Иисус сходит с креста и вместе с ангелами сносит с лица земли Иерусалим.

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Dawid Tatarkiewicz

Но величие Спасителя в том, что он принимает свою судьбу. Христос повергает не своих мучителей, а саму смерть. Он отдаёт свою плоть и кровь во искупление грехов мира — в основе христианства, всей нашей культуры, которая из него выросла, лежит самопожертвование.

И это важнейший урок, который мы должны сегодня вспомнить: жить надо для других, только тогда твоя жизнь будет наполнена смыслом.