О готовящейся забастовке недовольных условиями работы таксистов информация через разного рода соцсети и Telegram-каналы распространялась в течение месяца. Сформировались соответствующие группы, генерировавшие идеи, которые могли-де сплотить трудящихся руля. В конце концов идея, овладевшая массами, как и заповедовали классики, стала приобретать конкретные организационные формы двухдневной забастовки, когда тысячи водителей в разных городах, но в первую очередь, в Петербурге и Москве, обещали не выходить на маршруты с утра, когда спрос на жёлтых «корейцев» и «японцев» особенно высок.
Естественно, за развернувшимися интернет-дискуссиями следили не только сами таксисты, но и разного рода сочувствующие. А многие заранее предвкушали, что, мол, пролетарии руля — это вам не худосочные студенты с их наивными требованиями политических свобод и открытых выборов. А вполне конкретные мужики с их реальными материальными запросами: изменить размер взимаемых агрегаторами комиссионных, отказаться от практики фейковых вызовов, которые позволяют тому же «Яндекс.Такси» отслеживать число машин на улицах и т. д.
Словом, никакой политики, только экономические требования, как сказали бы большевики, «за копейку на рубль». Однако из истории революций хорошо известно, как иногда, оседлав чисто экономические запросы, ловкие манипуляторы могут подвести к политическим лозунгам. Тем более что таксисты решили побастовать на фоне разного рода выкладок о повышении протестной активности в целом.
Между тем за последнее время на обочинах наших улиц стараниями именно агрегаторов исчезли люди с протянутой рукой: зачем ловить частника, когда можно через приложение связаться с «Яндексом» и через несколько минут получить машину с заранее обговорённой оплатой. Понятно, что отношения оператора и исполнителя — всегда минное поле. Сначала все довольны сотрудничеством и гарантированными клиентами, но затем начинаются взаимные претензии.
По замыслу вдохновителей акции, их саботаж или «работа по-итальянски» должна подорвать доверие, прежде всего, к тому же «Яндексу», перераспределить клиентов в пользу других агрегаторов. И, таким образом, поставить крупнейшего оператора перед фактом: либо изменить условия сотрудничества, либо терять деньги и репутацию.
Вот только не следует воспринимать тех же таксистов в качестве идеологического монолита. Конечно, отказ от выхода на линию части водил вздует на время цены, от которых только выиграют местные «штрейкбрехеры». К тому же вакуумом на улицах смогут воспользоваться те водители, которые работают нерегулярно, но в обстоятельствах саботажа решат, что пришёл их звёздный час. Свято место никогда пусто не бывает.
К тому же многие местные таксисты всей душой поддерживают сейчас тех думцев, которые призывают законодательно запретить иностранцам таксовать через агрегаторы. Такой закон логично «вымоет» часть водил. А значит, цены поднимутся автоматически. И никому не придётся ездить за 150 рублей, как недавно жаловался мне один современный извозчик.
А забастовка, если она действительно даст некий эффект, только ускорит думское законотворчество. Круг замкнётся. Вот только выиграют ли от таких реформ водители и их клиенты — большой вопрос. К тому же рост стоимости проезда вернёт на наши и так забитые дороги автовладельцев, предпочитавших «шашечки» для того, чтобы ехать. Недаром же говорят, что водитель — самый ненадёжный узел любой машины. И к таксистам с их планами шантажа это относится в первую очередь.