Дело сестёр Хачатурян близится к развязке. Стороны закончили знакомиться с материалами уголовного дела, и уже в конце декабря может начаться его рассмотрение в суде. 19 ноября адвокаты подписали документы об окончании ознакомления и заявили сразу несколько ходатайств. Среди них — просьба о прекращении уголовного преследования и, в случае если она будет отклонена, просьба рассмотрения дела с участием присяжных.
Адвокаты Марии, Ангелины и Крестины Хачатурян обратились с заявлением в Генпрокуратуру, ФСБ и Следственный комитет с требованием проверить связи убитого Михаила Хачатуряна с чиновниками надзорного ведомства. Первой об этом сообщила газета «Коммерсант». По информации защитников сестёр, Хачатурян был дружен с замгенпрокурора Сааком Карапетяном и прокурором СВАО Анри Ризаевым. Как утверждают адвокаты, именно при участии последнего решался вопрос о заключении девушек под арест.
По словам адвоката девушек, Хачатурян часто хвастался перед дочерьми связями с высокопоставленными чиновниками. Однажды они стали свидетелями того, как отец избежал лишения прав за проезд на красный свет и пересечение двойной сплошной. Одна из девушек рассказала, что отец накричал на полицейского, тот в ответ составил на него протокол об административном правонарушении. Тогда Хачатурян для решения вопроса позвонил замгенпрокурору, он переправил его к «прокурору из СВАО по имени Анри». Она отметила, что в разговорах с этими людьми отец был корректен и вежлив.
В телефоне Хачатуряна при осмотре обнаружили переписку с «Сааком Альбертовичем» и «Анри Шамединовичем», с которыми убитый общался на деловые и личные темы. Предположительно, первым собеседником является погибший в 2018 году заместитель генпрокурора России Саак Карапетян, вторым — действующий прокурор Северо-Восточного административного округа Москвы Анри Ризаев.
Источник News.ru предоставил фрагменты личной переписки Михаила Хачатуряна с предполагаемым сотрудником надзорных органов.
Адвокат младшей из сестёр Марии Хачатурян Ярослав Пакулин в разговоре с News.ru пояснил, что он и его коллеги по этому делу попросили Следственный комитет более тщательно проверить факт связи Хачатуряна с высокопоставленными чиновниками прокуратуры.
Если версия подтвердится, то это может оказать существенное влияние на дело, может измениться квалификация. Потому что такие знакомства могут расцениваться как давление на следствие.
Также он рассказал о возможных сценариях развития дела. Помимо того, что адвокаты подали ходатайства о прекращении дела и в случае невозможности этого о рассмотрении его судом присяжных, они также обратились в Генпрокуратуру и Мосгорсуд по поводу объединения двух дел в одно. Защита девушек просит инстанции высказать мнение о целесообразности выделения дела Марии Хачатурян в отдельное производство.
Адвокат младшей из сестёр Ярослав Пакулин заявил, что Следственный комитет не изменил свою позицию по отношению к делу Марии Хачатурян — оно выделено в отдельное производство. Однако адвокаты надеются, что прокуратура и суд выскажут отличное мнение.
Нам кажется, объединение дел Марии, Ангелины и Крестины снизит процессуальную нагрузку с суда. Потому что мы не видим смысла вести два процесса, где обстоятельства дела одинаковые, где одинаковые эксперты и свидетели, — рассуждает Пакулин.
Кроме этого, адвокат предположил, как могут развиваться события с участием в процессе присяжных заседателей, о чём адвокаты также заявили в своём ходатайстве.
Он объяснил, что с недавнего времени в УПК внесены поправки. Полномочия присяжных расширились — теперь они могут рассматривать дела не только по особо тяжким преступлениям, по которым санкция статьи подразумевала пожизненный срок, но и дела с такой же квалификацией и более мягким наказанием.
Сейчас ходатайства о рассмотрении дела судом присяжных поданы в отношении всех трёх сестёр. По словам Пакулина, просьбу касательно Ангелины и Крестины должны удовлетворить: на момент совершения преступления они были совершеннолетними и не находились в состоянии аффекта. С Марией ситуация обстоит чуть сложнее: она признана невменяемым лицом на момент совершения преступления, к тому же ей ещё не было 18 лет. Пакулин надеется, что ему и его подзащитной пойдут навстречу и также удовлетворят ходатайство. Если же случится так, что дела сестёр объединят в одно, то Мария, наравне с Ангелиной и Крестиной, сможет с большей долей вероятности рассчитывать на суд присяжных.
Адвокат пока не смог сказать, когда начнётся рассмотрение дела по существу в суде, но предположил, что это будет ближе к концу декабря — тогда у девушек заканчивается мера пресечения (запрет определённых действий. — News.ru). Сейчас дело передано в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения, а также для принятия итогового документа о квалификации действий Марии, поскольку она признана невменяемой.
В июле 2018 года в Москве ножом в сердце был убит Михаил Хачатурян. Преступление совершили его собственные дочери — Крестина, Ангелина и Мария. Они сами вызвали полицию и позже признались в убийстве. Однако девушки заявили, что на протяжении многих лет отец издевался над ними, в том числе прибегал к сексуальному насилию.
Адвокаты обвиняемых настаивают на переводе их в статус потерпевших — убитый отец, по словам сестёр, на протяжении нескольких лет причинял им моральные и физические страдания, истязал и даже насиловал — или хотя бы на переквалификации дела и замене статьи «Убийство» на превышение самообороны.