Соловецкий камень и Стена скорби раскололи москвичей

Общество 22 октября, 2018 / 07:59

Шум, поднятый относительно места проведения традиционной акции «Возвращение имён», весьма показателен. В ближайшее время по этому вопросу состоится встреча представителей столичной мэрии с инициативной группой общества «Мемориал».

Обычно в конце октября, в День памяти жертв политических репрессий, у перевезённого ещё в 1990 году с места, где находился Соловецкий лагерь, гранитного монолита собирались москвичи, зачитывавшие имена попавших под «красное колесо». Однако в этом году мэрия предложила поменять место проведения акции. Хотя, скорее всего, столичные власти всё-таки согласуют проведение памятного мероприятия именно в сквере у Политехнического музея.

Давно было замечено, что на таких поминовениях реальных потомков собственно пострадавших от красного и сталинского террора было в разы меньше, чем бойких активистов, представлявших разного рода НКО. Да и традиция такого поминания возникла не в туманном уже 1990 году, а спустя десятилетие, когда острый конфликт вокруг тех событий в обществе стал постепенно затихать. Причём инициаторы нового ритуала со значением делали негласный акцент на то обстоятельство, что само действо разворачивается на фоне исторического здания ВЧК-ГПУ-КГБ-ФСБ. Это придавало ритуалу в их глазах (а может и их спонсоров) особое-де значение.

Собственно, такая географическая привязка, судя по всему, и стала «яблоком раздора» в нынешнем расколе вокруг места проведения очередного поминовения. А все дело в том, что в скверике напротив перестраиваемого Политехнического музея также ведутся ремонтные работы, прокладываются новые линии коммуникаций. Открытые траншеи грозят, особенно в конце дождливого октября, активистам сломанными ногами и повреждёнными позвоночниками. А раз так, то мэрия предложила перенести мероприятие к сооружённому в прошлом году на проспекте Сахарова мемориалу, прозванному «Стеной скорби». В принципе, выглядит такое предложение вполне логично. Особенно учитывая, что Соловецкий камень в этом году оказался в строительной блокаде.

Фото: АГН "Москва"

Но не тут-то было. Позицию «Мемориала» сходу поддержали новые муниципальные депутаты из числа рукопожатных демократов «с чистыми лицами и хорошей генетикой». Те самые последователи Дмитрия Гудкова и Ильи Яшина, которым очень тесно в существующей муниципальной компетенции и для которых завет булгаковского профессора Преображенского о необходимости прежде всего «чистить сараи» выглядит форменным унижением. Они опять увидели в ссоре с мэрией повод отвлечься от досужей заботы о благоустройстве территории и выступить с открытым письмом в поддержку проведения ритуала исключительно по старому адресу. Так сказать, заявили о своей коллективной политической позиции. Для Дмитрия Гудкова, делавшего карьеру под руководством папы, бывшего работника КГБ, такой демарш выглядит, как мы понимаем, особенно искренним.

Похоже, что для активных получателей разного рода грантов площадка в ста метрах от исторического здания ещё советских спецслужб остается такой же необходимостью, как для Алексея Навального скликать своих поклонников на акции исключительно на Тверской. Не тот случай, когда мероприятие красит не место, а заложенные в нём идеи. Видимо, само название «Лубянка» и западных журналистов привлекает, и особый окрас действу придает. А вот мемориал на Сахарова — это совсем не то. Да и казённый он, его Путин открывал.

Говорят, что на время мероприятия траншеи закроют деревянными щитами и никто не пострадает. Хочется верить, что новых жертв действительно не будет.