30 августа Всероссийский центр изучения общественного мнения ВЦИОМ опубликовал результаты свежего опроса родителей школьников, из которого выяснилось, что 22 процента родителей не рады наступлению учебного года, т.к. ожидают поборов в школах, где учатся их дети. На самом деле взрослых страхов перед школой гораздо больше.
В этом легко убедиться, зайдя на страницу любого сообщества, где общаются родители школьников. Тревогой там всё заполнено до краёв — жалобы и слова утешения повсюду.
Чего боятся родители? Многого: того, что у ребёнка могут возникнуть конфликты с другими детьми в классе, что могут не сложиться отношения с новыми учителями. Ну и, конечно, «мать охрипла, соседи оглохли, собака всё выучила наизусть» — домашние задания воспринимаются словно каторга. «Опять после работы делать уроки!» — так и пишут в соцсетях родители. Родители младших школьников в большей степени боятся социальной адаптации, родители старших — ЕГЭ.
Все эти факты, кстати, подтверждает и опубликованный на днях опрос «Левада-Центра», в ходе которого специалисты также выясняли эмоциональный настрой взрослых перед началом учебного года. Результат таков: в преддверии наступающего учебного года у 46% опрошенных страх вызывает рост дополнительных денежных затрат на обучение; у 30% — низкое качество образования и отсутствие у детей интереса к учебе; 28% пожаловались на «необоснованные нововведения» в школьном образовании; 25% — на низкий уровень подготовки учителей и падение их авторитета у учеников; 19% оказались недовольны плохой материальной базой школы. Также в числе тревожных факторов в школе взрослые назвали низкую дисциплину, имущественное неравенство учеников, рост преступности в школе, плохую обеспеченность школ учебниками и казарменные порядки в школе.
Увы, если всё так, нам, родителям, действительно есть чего бояться. Однако, кто не рискует, тот не побеждает. В конце концов, если бояться будем мы, то кто тогда поддержит наших детей?
— Ощущения родителей вполне можно понять. Потому что школа — это такой важный этап в жизни каждой семьи. И даже в теории семейных систем он выделен отдельно, потому что в этот момент родители в некотором роде метафорически предъявляют продукт своего труда обществу. И если в период детского сада это ещё не так очевидно, то к школе мы показываем, на что мы как родители способны в воспитании. Особенно с первым ребёнком. Это то, через что проходит любая семья, некий кризис публичности. И надо понимать, что пережить его довольно трудно. Поскольку если до этого момента можно избегать взаимодействия с государством, которое оценивает, как ты воспитываешь и как ты справляешься с родительскими обязанностями, то к школьному возрасту это уже невозможно.
Одновременно есть такая современная тенденция — очень бережного отношения к детям. Порой чрезмерно бережного. И она тоже объясняет, почему взрослые боятся. А вдруг ребёнка обидят? Однако, на этот счёт я бы сказала, что современная школа отнюдь не так страшна, как кажется. И в том числе и потому, что в ней меняется педагогический состав, то есть в школу приходит довольно много молодых учителей, психологов, и те, кому сейчас 30–40 — это совсем не те люди, которые учили нас 30 лет назад. Современная школа, на самом деле, становится более гуманной к детям. Конечно, может случиться разное. Однако, во-первых, важно понимать, что дети — это люди довольно устойчивые и они довольно легко адаптируются. А во-вторых, им гораздо легче и адаптироваться, и переносить разные трудности, если они чувствуют крепкую связь с семьёй. Поэтому родителей, на самом деле, должно заботить немного другое: не тревога о том, что может случиться с ребёнком, а понимание, что не нужно этой тревогой своего ребёнка заразить.
Факт:
Дидаскалейнофобия — так по-научному называется боязнь школы.
Теперь есть куда пожаловаться на алчных учителей и школьных директоров. 21 августа 2017 года Общественная палата РФ открыла горячую линию «Школьные сборы: незаконные требования или вынужденная мера». Это случилось после того, как во время прямой линии с президентом 15 июня прозвучала подобная жалоба от родителей из Калмыкии. Разобраться в ситуации президент Путин поручил лично главе Калмыкии Алексею Орлову, после чего было возбуждено уголовное дело о злоупотреблении полномочиями должностными лицами в одной из школ Элисты.