Военный суд в Москве рассмотрит первое уголовное дело в отношении российского военнослужащего, обвиняющегося в добровольной сдаче в плен ВСУ в ходе СВО. По данным следствия, Роман Иванишин дезертировал из 39-й мотострелковой Краснознаменной бригады. Какое наказание грозит бывшему шахтеру с Сахалина, расследуются ли сейчас похожие дела — в материале NEWS.ru.
По данным «Коммерсанта», подробности преступлений, в которых обвиняют 52-летнего Романа Иванишина, бывшего горного мастера из Шахтерска Сахалинской области, неизвестны. Следователи установили, что мужчину мобилизовали 23 сентября 2022 года. Впоследствии он дезертировал из 39-й отдельной гвардейской мотострелковой Краснознаменной бригады. Затем военный дважды пытался сдаться противнику — один раз успешно. Он попал в плен 10 июня 2023 года в районе села Степное Волновахского района ДНР.
Иванишин обвиняется в покушении на добровольную сдачу в плен, в сдаче в плен (при отсутствии признаков государственной измены) и в дезертирстве, совершенном в условиях ведения боевых действий или мобилизации (ч. 1 ст. 30 и ст. 352.1 УК РФ, «чистой» ст. 352.1 УК и ч. 3 ст. 338 УК РФ).
Адвокат Михаил Салкин рассказал NEWS.ru, что за добровольную сдачу в плен Иванишину грозит от 3 до 10 лет лишения свободы, а за дезертирство — от 5 до 15 лет тюрьмы.
«За добровольную сдачу в плен (новая статья в УК, введенная после начала СВО) грозит наказание от 3 до 10 лет лишения свободы. Такое же наказание предусмотрено за хранение без цели сбыта наркотиков в крупном размере. За дезертирство наказание строже — от 5 до 15 лет. По степени наказания это можно сравнить с убийством», — сказал Салкин.
По его словам, дезертир отличается от военного, самовольно оставившего часть, тем, что первый не собирается продолжать службу, а второй намерен это делать. Но он мог, например, «загулять, запить или по любви уехать к невесте». Адвокат также отметил, что Иванишину, скорее всего, вынесут строгий приговор.
«В связи с тем, что в России любят показательно строго наказывать, то можно ожидать более строгий приговор, чем обычно. Но максимальный срок наказания ему не назначат», — высказал мнение Салкин.
Адвокат также отметил, что статья за добровольную сдачу в плен напоминает аналогичную, применявшуюся во времена СССР. Тогда за это преступление приговаривали к 10 годам, сказал он.
На видеозаписи, опубликованной после попадания Иванишина в плен 10 июня 2023 года, военнослужащий высказался против СВО. Он также заявил, что «его товарищи по службе деморализованы».
Бывший шахтер пробыл в плену полгода. В начале января 2024-го между Россией и Украиной состоялся обмен: Иванишин стал одним из 248 военнослужащих, чье возвращение, по сообщению Минобороны РФ, «стало возможным благодаря посредническому участию гуманитарного характера Объединенных Арабских Эмиратов».
Иванишина и других бывших пленных доставили самолетами военно-транспортной авиации ВКС РФ на аэродром Чкаловский в Подмосковье. Спустя некоторое время военного отправили на малую родину — Сахалин. На острове мужчину арестовал гарнизонный суд по ходатайству следствия. Адвокаты Иванишина попытались обжаловать меру пресечения в 1-м Восточном окружном военном суде в Хабаровске, но апелляцию отклонили.
10 сентября 2024 года уголовное дело в отношении Иванишина поступило для рассмотрения по существу в гарнизонный военный суд Южно-Сахалинска. Спустя сутки было назначено первое слушание, а 16 сентября материалы передали в Москву. Защита обжаловала это решение в апелляционной инстанции, но не добилась результата.
Несмотря на то что бригада, в которой служил мобилизованный Иванишин, дислоцируется на Сахалине, суд в Южно-Сахалинске мог рассматривать это дело лишь при исключительных обстоятельствах, пишет «Коммерсант». Это можно было сделать, например, в случае признания вины и при особом порядке судопроизводства, отмечает издание.
Кроме того, Иванишина могли судить в ДНР, где произошло преступление, но этого делать не стали. Дело будут рассматривать по существу и заслушают в Московском гарнизонном военном суде.
«Почему в столице, ответа нет. Возможно, была специально изменена территориальная подсудность для беспристрастности», — отметил Салкин.
По словам Салкина, за сдачу в плен противнику в России почти всегда предусмотрено довольно строгое наказание, кроме одной ситуации — если солдат находился в бессознательном состоянии.
«Согласно уставу внутренней службы, военнослужащий должен оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен», — подчеркнул адвокат.
Салкин отметил, что сейчас в России расследуется довольно мало уголовных дел, в которых военнослужащих обвиняют в сдаче в плен. Это не массовое явление, подчеркнул он.
«Я не слышал о массовом характере таких дел. Сейчас наиболее популярная статься среди мобилизованных и контрактников — самовольное оставление части, за которое военные суды назначают реальные сроки лишения свободы», — отметил адвокат.
Ранее украинца Петра Опальника, принявшего в июле 2022 года российское гражданство, осудили на восемь лет колонии за сотрудничество с иностранным государством и содействие добровольной сдаче в плен военного ВС РФ, сообщило РИА Новости. Кроме того, в первоначальном списке обвинений упоминалась статья о сдаче в плен.
Следствие установило, что в октябре 2022 года мужчина установил контакт с представителями украинской разведки, получил инструкции о добровольной сдаче в плен, предназначенные для российских военных, а также телефонные номера. Затем Опальник встретился со знакомым, призванным на военную службу по мобилизации, и попытался склонить его к добровольной сдаче в плен.
В феврале 2024 года сотрудники ФСБ арестовали жителя Саратовской области. Его обвиняют в подстрекательстве к сдаче в плен. В ФСБ заявили, что в переписке мужчина призывал знакомого, подписавшего контракт с Минобороны и отправившегося в зону боевых действий на Украине, «добровольно сдаться в плен ВСУ».
Читайте также:
Бойцы ВСУ массово сдались в плен в российском регионе
Женщину — стрелка ВСУ пленили под Курском: обман командования, расстрел