23 декабря СМИ рассказали о возбуждении уголовного дела против сотрудников Федеральной таможенной службы. NEWS.ru решил напомнить о громких расследованиях против силовиков уходящего года и поинтересоваться мнением эксперта, что ожидать в этой сфере в 2020 году.
Обыски в центральном офисе Федеральной таможенной службы, а также на таможнях в аэропортах Домодедово и Внуково были связаны с расследованием уголовного дела, возбуждённого в отношении отдельных сотрудников ведомства. Возможная причина — контрабанда валюты. Znak.com со ссылкой на собственный источник утверждает, что речь идёт о крупных махинациях и якобы уже возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ (мошенничество).
Уходящий 2019 год был богат на громкие задержания, аресты и уголовные дела против представителей силовых структур, действующих и бывших. В этом списке первое место, без сомнения, занимает случай журналиста «Медузы» Ивана Голунова. Молодой человек летом был задержан и обвинён в хранении наркотиков. Однако журналиста не успели посадить в СИЗО, а дело против него уже начало разваливаться. В МВД заявили о найденных в квартире Голунова наркотических веществах, однако многочисленные анализы это не подтвердили.
В ноябре ФСБ ликвидировало крупнейшую в Дагестане организованную преступную группировку, известную как «Шараповские». В неё входили 250 человек, в том числе действующие в то время сотрудники МВД по Дагестану. Также членами ОПГ были адвокаты республиканской адвокатской палаты и участники террористического подполья. На счету группировки — вымогательства, разбои, грабежи, убийства бизнесменов и сотрудников правоохранительных органов, похищения людей. У задержанных бандитов нашли оружие, в том числе гранатомёты.
21 декабря следственное управление СК по Бурятии сообщило о задержании бывшего и действующего сотрудников полиции по подозрению в убийстве двух девушек в 2002 году. Тогда в четырёх километрах от автодороги Иркутск — Чита были обнаружены тела двух убитых девушек 17 и 18 лет, сообщает ведомство. По версии следствия, пьяные полицейские во время застолья поссорились с подругами и зарубили их топором.
Следственный комитет не назвал имена задержанных полицейских. Однако в анонимных Telegram-каналах написали, что один из задержанных — полковник Владимир Казадаев, возглавлявший управление уголовного розыска транспортной полиции по Центральному федеральному округу. Помимо Казадаева, Telegram-канал назвал фамилии ещё трёх предполагаемых подозреваемых: Истомин, Симонян и Инкин. Имя Казадаева исчезло с сайта управления на транспорте МВД по ЦФО. Сейчас там указано, что обязанности начальника уголовного розыска исполняет Вадим Осадчий.
Также в декабре следственное управление СК по Краснодарскому краю признало частную военную компанию «Е.Н.О.Т. корп.» преступной организацией, участники которой, «прикрываясь пропагандой патриотизма», занимались вымогательствами, разбоями, кражами и другими преступлениями. В группе состояли военные, в том числе офицер ГРУ Минобороны Денис Карабан по прозвищу Белка.
Между тем три года назад Левада-Центр делал социологический опрос россиян, пытаясь выяснить их отношение к громким делам против прокуроров, полицейских, следователей и так далее. 44% граждан РФ назвали недавние обыски и уголовные дела, возбуждённые в отношении представителей силовых ведомств, показательной акцией. По мнению 24% россиян, это «отголоски борьбы за передел сфер влияния между высокопоставленными чиновниками», и лишь 19% думают, что началась «серьёзная борьба с коррупцией в государственном аппарате».
По мнению бывшего адвоката Марка Фейгина, 2020 год вряд ли принесёт существенные изменения в работе силовиков. Даже если арестов коррумпированных правоохранителей будет больше, нужны фундаментальные сдвиги.
Все подобные задержания, суды, — в этом я не вижу последовательной тенденции борьбы с коррупцией. Чтобы действительно что-то менять, нужно менять в МВД всю систему сверху донизу. Спецслужбы то же самое — если их расстреливают прямо на Лубянке, то кто-то же должен отвечать за это. Да, интенсивные чистки в правоохранительных органах наблюдаются, но я не вижу в этом последовательной политики государства. И количество не является показателем. Ничего не изменится, если посадят не 10, а 15 человек. И от одиночных посадок ничего не изменится — ведь на их место придут такие же. Нужны законодательные изменения, изменения полномочий этих органов, реформы.
Чуть больше веры в самостоятельное очищение правоохранительных органов у депутата Госдумы Александра Хинштейна.
Надо понимать, что отделы собственной безопасности у различных силовых ведомств составлены из бывших сотрудников этих же подразделений. В этой связи рассчитывать на то, что они будут сверхэффективными — неверно. Тем не менее я рассчитываю, что в следующем году собственная безопасность у силовиков будет работать ещё более эффективно. Тем более что поле деятельности у неё большое. На сколько более эффективно? Нет предела совершенству.
Добавим, во время последней прямой линии президент РФ Владимир Путин высказывался о проблеме преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов. По словам главы государства, заниматься «чистками» наподобие 1937 года не нужно. Президент добавил, что службы собственной безопасности работают в силовых ведомствах хорошо и что общего правила «своих не сдавать» среди правоохранителей на самом деле не существует.