В России могут начаться клинические исследования с целью последующей регистрации китайской вакцины V-01 фармкомпании Livzon Mabpharm Inc. При этом российские добровольцы уже участвуют в испытаниях препарата другой китайской компании CanSino Biologics. Тем временем вакцины от COVID-19 из европейских стран и США регистрацию в РФ не получили. Правозащитница и кандидат в депутаты Марина Литвинович создала петицию к российским властям, с требованием дать доступ в Россию всем проверенным препаратам против коронавируса. Прошение уже набрало около 40 тыс. подписей. В интервью NEWS.ru Литвинович объяснила, чем может помочь регистрация желающим уехать за границу и как она отразится на степени вакцинирования в России.
— Расскажите подробнее о вашей петиции.
— Моя позиция очень простая. Две недели назад я создала петицию, которую сейчас подписали уже почти 40 тысяч человек. Я считаю, что в Россию должны быть допущены все вакцины любого иностранного производства, у людей должен быть выбор. Вакцины, конечно, должны быть проверены. Это будет правильно и справедливо. Если сейчас говорят о китайской вакцине, это уже хорошо, надеюсь, вслед за ней будут допущены другие.
— Одна из китайских вакцин, о которых говорят в прессе, пока не зарегистрирована даже в Китае. У вас есть скепсис относительно препаратов из Поднебесной?
— Я всё же не специалист. Думаю, в таких вопросах лучше слушать экспертов.
— А зачем нам нужны иностранные вакцины с учётом комплиментарных публикаций о «Спутнике V» и успешном использовании его за рубежом? К тому же у нас уже несколько вакцин есть.
— У нас не обеспечен выбор даже среди российских вакцин. Во многих местах фактически человек может привиться только «Спутником V», хотя зарегистрированы три отечественные вакцины. Многие люди хотят ехать за границу — работать, учиться или отдыхать. Если бы у нас были вакцины, одобренные в Евросоюзе, то можно было бы прививаться и сразу ехать по своим делам, а так они там могут оказаться в ситуации поражённых в правах.
— А степень вакцинации увеличилась бы, на ваш взгляд, при допуске иностранных вакцин? Исследования говорят о том, что только 6% россиян верят в их эффективность и безопасность больше, чем в отечественные.
— Думаю, в какой-то степени уровень вакцинации бы точно увеличился. Сомневающиеся в российской вакцине могли бы выбрать другую. Люди не верят, ну что с этим поделать? Уж лучше им дать возможность выбора.
— Если говорить о разрешённых в ЕС или ВОЗ вакцинах, нельзя не признать неоднозначность решений. Например, возникновение тромбозов после одобренной Astrazeneca, притом что у «Спутника V» таких случаев не зафиксировано.
— Я думаю, что государство должно после определённой проверки всех пустить, а дальше пусть люди сами решают, сами несут ответственность за свой выбор.
— Вы считаете, что иностранные вакцины к нам не пустили по политическим причинам? Или из-за протекционизма?
— Моя задача — требовать допуска. Почему это было сделано не так важно, можно многое додумать.
— Вы бы поддержали тех европейцев, которые хотят одобрения у них «Спутника V»?
-— Да, конечно. Хотелось бы, чтобы наша вакцина там была поскорее одобрена. Это тоже упростит поездки за границу и всё остальное. Я за открытость и прозрачность правил игры. Идёт пандемия, и страны и фармакологические компании должны сейчас мыслить широко, а не заниматься политическими или ещё какими-то игрищами.
— Вы будете распечатанные подписи куда-то приносить, устраивать митинг?
-— Нет, формат петиции -— хорошо работающий механизм. Нужно, чтобы люди требовали, журналисты писали об этом и задавали соответствующие вопросы ответственным чиновникам.