5 мая в аэропорту Шереметьево произошла страшная трагедия. Самолёт Sukhoj Superjet 100 компании «Аэрофлот», направлявшийся в Мурманск, после взлёта вынужден был совершить аварийную посадку. Осуществляя этот манёвр, он, судя по предварительным данным, дважды ударился о взлётную полосу и уже после посадки загорелся. По последней информации, погиб 41 человек, среди них — двое детей и бортпроводник, спасавший пассажиров.
Сейчас следствие рассматривает несколько версий о причинах катастрофы: недостаточная квалификация пилотов или диспетчеров и техническая неисправность с неблагоприятными погодными условиями.
Владимир Путин выразил соболезнования родственникам погибших, а в Мурманске уже объявили траур. Эта катастрофа шокировала страну, прежде всего невероятно большим количеством жертв: из 78 летевших выжило лишь 37 человек! При том, что самолёт в момент пожара находился не в воздухе, а на земле. Очевидно, что пока рано делать преждевременные выводы и необходимо дождаться всех деталей, восстановить полную картину произошедшего. Однако, даже по имеющимся сведениям, всё же кажется, что должны были существовать шансы спасти жизнь большему количеству человек... В этой связи возникает вопрос: почему погибло так много людей? Что и в какой момент пошло не так при эвакуации из горящего воздушного судна?
Конечно, те, кто не связан с авиаотраслью, в данной ситуации могут рассуждать лишь с позиции наблюдателя, дилетанта, если угодно. Но не задумываться об этом невозможно.
Наверное, все, кто летает самолётами, постоянно сталкиваются с одной и той же ситуацией: как только воздушное судно садится на взлётную полосу, большинство пассажиров сразу же стремятся встать, собраться, снять с полок все свои вещи и и приготовиться к выходу, загромождая проход и перегораживая друг другу дорогу. Видимо, это какое-то рефлекторное поведение, обусловленное естественным человеческим стремлением побыстрее «вырваться на свободу» из салона, избежать очереди на паспортный контроль и всё в таком духе. Причём сейчас мы рассуждаем о штатной ситуации.
Сложно себе вообразить, что в подобном случае может происходить внутри самолёта, если на борту что-то неладно или, не приведи бог, разгорается сильный пожар, как это произошло с Sukhoj Superjet 100. Угроза давки и паники просто колоссальная. Люди инстинктивно бросаются к выходу, пытаются спасти детей, себя, быть может, и важный багаж. Наверное, в такой ситуации даже железная выдержка и дисциплинированность бортпроводников могут не сработать. Паника — страшная вещь.
Возвращаясь к трагедии в Шереметьево. Из-за того, что на борту возник сильнейший пожар, люди задыхались от угарного газа, не имея возможности выйти и будучи блокированными в узких проходах самолёта из-за давки и паники. Быть может, как отмечают некоторые эксперты, сказалась и нехватка бортпроводников на рейсе: просто физически не хватало рук для организации эвакуации. Это также ещё предстоит выяснить следствию. В итоге спасали людей герои Татьяна Касаткина, Ксения Фогель и Максим Моисеев. Максим — ценой собственной жизни. Гражданский и человеческий подвиг навсегда останется в нашей памяти.
Сложно говорить и теоретизировать относительно действенных сценариев спасения, когда трагедия уже произошла. Однако кажется, что какие-то меры должны быть приняты.
По итогам всестороннего расследования, когда станут ясны все причины произошедшего, эксперты из авиаотрасли, представители профильных государственных структур и законодатели должны в деталях разобрать и сопоставить международные и российские рекомендации и правила в этой сфере. Провести аудит того, насколько досконально все требования безопасности полётов соблюдаются авиакомпаниями, и в частности «Аэрофлотом». Здесь важно всё и мелочей быть не может — начиная от количества бортпроводников на каждый аварийный выход до регулирования и регламентирования процесса выхода пассажиров из салона. И, конечно, стоит говорить о том, как ещё на уровне конструкции самолёта исключать такого рода потенциальные аварии.
В любом случае, эта катастрофа повлечёт за собой множество выводов.