Россияне вымирают целыми областями

Общество 06 июня, 2018 / 14:10

Как показал опрос Фонда общественного мнения (ФОМ), лишь 9% опрошенных выступают в поддержку повышения пенсионного возраста. 82% граждан РФ против подобной реформы. Почему так много? Причина проста — люди боятся не дожить до выхода на заслуженный отдых. И они не так уж неправы.

Пессимистами и скептиками россиян делает окружающая их действительность, которую радостной и вселяющей оптимизм никак не назовёшь. Среди разных вариантов повышения пенсионного возраста, обсуждаемых наверху, судя по всему, превалирует такой: мужчины станут выходить на пенсию в 65 лет, женщины — в 60. То есть нынешнюю возрастную планку поднимут сразу на пять лет.

Средняя продолжительность жизни российских мужчин сегодня составляет 66 лет. Женщины в среднем живут до 77 лет. То есть представительницы прекрасной половины человечества на пенсии ещё поживут. Их мужья, братья и друзья перемрут практически сразу после того, как выйдут на заслуженный отдых. Какая-то получается апокалиптическая картина.

Фото: АГН «Москва»/Андрей Любимов

В связи с готовящимся решением о повышении пенсионного порога возникает множество вопросов. В их числе — такой: почему в России столь низкая продолжительность жизни?

Собственно, чтобы дать на него ответ, вовсе не надо быть экспертом-демографом. Россияне живут гораздо меньше, чем население развитых стран, из-за низкого уровня жизни. Мизерные пенсии и социальные выплаты (даже по сравнению со многими другими государствами СНГ). Доходы, падающие четвёртый год подряд, рост цен и тарифов ЖКХ. Чуть ли не половине населения уже перестаёт хватать денег даже на еду.

И как же в таких условиях чиновники собираются решать поставленную президентом задачу — повысить продолжительность жизни россиян до 80 лет? По-видимому, у них есть только один способ решения, которым наши бюрократы овладели в совершенстве, — навести тень на плетень, отчитаться о несуществующих успехах.

Большим специалистом по этой части, по мнению экспертов, является министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. Послушать эту руководящую даму, в отечественном здравоохранении — сплошная благодать. Как говорится, всё хорошо, прекрасная маркиза, а вскоре будет ещё лучше.

Фото: Global Look Press/Komsomolskaya PravdaВероника Скворцова

Между тем социологи свидетельствуют: большинство россиян недовольны состоянием системы здравоохранения. Недавний опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показал, что 52% россиян оценили её отрицательно и только 9% положительно. Основными «болевыми точками» российской медицины граждане считают недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (37%), их нехватку (37%), недоступность медицинской помощи для населения: дорогие лекарства, услуги (35%), недостаточную оснащённость медицинских учреждений современным оборудованием (31%).

В основном опрошенные жаловались на длительные ожидания приёма у врача, отсутствие должного комфорта в поликлиниках, требования оплатить медицинские услуги или лекарства, которые должны предоставляться бесплатно.

Ситуация с медициной делает жизнь в России опасной для миллионов её граждан. Недоступность медпомощи и стремительно нарастающая коммерциализация медицины — беды, о которых говорят не только участники соцопросов, но и депутаты, эксперты, представители контрольных органов.

«Бездумная оптимизация, которая проводится в настоящее время в значительном количестве субъектов, приводит к очень нежелательным последствиям», — заявила Татьяна Голикова в бытность главой Счётной палаты РФ. По словам Голиковой, из 130 тыс. сельских населённых пунктов на территории России только 45 тыс. имеют те или иные формы оказания медпомощи, остальные, то есть большинство, их не имеют вовсе. «И есть вопиющие факты, когда смертность в результате такой недоступности медпомощи существенно превышает те показатели, которые в среднем сложились в России», — добавила Голикова.

Фото: АГН «Москва»/Андрей Никеричев

Под чиновничьим эвфемизмом «программа оптимизации» медицины скрывается, по сути дела, её уничтожение. Неэффективность этой программы ранее разоблачал и Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина, который прогнозировал резкое увеличение смертности в ближайшее время как результат этой самой пресловутой оптимизации. Снижение доступности медицинской помощи эксперты КГИ объясняли, в частности, ростом объёма платных услуг, ликвидацией огромного количества медучреждений и укрупнением некоторых из них.

В аналитическом докладе КГИ отмечается, что уровень госпитализации в стране не соответствует потребностям и неуклонно снижается, а доля расходов на здравоохранение уменьшается в ВВП при возрастающей затратности медпомощи.

Громче всех остальных граждан РФ «SOS» кричат жители сельской местности, практически поголовно лишённые какой бы то ни было медпомощи. «В России есть целые области, которые просто вымирают, — с болью напоминает зампред комитета Госдумы по охране здоровья Олег Куликов. — Это и Псковская область, и Костромская, Вологодская, Новгородская, Тульская... Государство должно нести социальную ответственность за эти регионы, где после войны население сократилось втрое. Там должны действовать особые нормативы оказания медицинской помощи, а лекарственные препараты должны быть полностью бесплатными. Для большинства населения этих регионов лекарства просто недоступны. Поэтому люди там и не лечатся полноценно, а пытаются лечиться какими-нибудь настоечками, отварами, а мужики, на худой конец, — стаканом водки».

Какая уж тут продолжительность жизни! Повышать пенсионный возраст в таких условиях — верх цинизма!

Повышая пенсионный возраст, правительство совершенно не намерено решать сопутствующую задачу, а именно создавать пожилым условия для дальнейшей работы. Не секрет, что людей за 40 работодатели берут крайне неохотно, предпочитая молодых.

Правда, в Минтруде напоминают о государственных механизмах содействия занятости пожилых: «Граждане предпенсионного и пенсионного возрастов имеют право на содействие в подборе подходящей работы, бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, связанных с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости».

Фото: АГН «Москва»/Андрей Никеричев

Иметь право и иметь работу — вещи разные. Право на хлеб не намажешь и в рот не положишь.

Там же, в Минтруде, успокаивают пожилых таким аргументом: «Согласно демографическим прогнозам, население в трудоспособном возрасте будет сокращаться, значит, граждане старшего возраста будут иметь больше возможностей для продолжения трудовой деятельности».

Устами чиновников мёд бы пить!

На самом деле, государственной программы практической помощи пожилым в трудоустройстве не существует. Между тем эксперты подсчитали, что если будет принят проект повышения пенсионного возраста до 65 лет и для мужчин, и для женщин, пенсии в следующем за принятием этого решения году лишатся 3,8 миллиона мужчин и 11,7 миллиона женщин. Ну и куда подадутся эти миллионы людей? Как будут жить?

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих? По-видимому, дело обстоит именно так. Ранее вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что пенсионная реформа в России (читай — повышение пенсионного возраста) может стартовать в 2019 году.