Из-за горящей природы в трёх российских субъектах (на всей территории Курганской области, а также в отдельных муниципалитетах Бурятии и Хакасии) введён режим ЧС, в 45 — особый противопожарный режим, следует из оперативного отчёта пресс-службы Авиалесоохраны. По состоянию на 6 мая по стране бушевало 55 лесных пожаров на площади 15,9 тысячи гектаров. В сравнении с пиковыми значениями лета 2021 года, когда огнём были охвачены миллионы гектаров, это сравнительно немного, что неудивительно в силу спада первой волны стихии в нынешнем году, но по традиции ожидается второй пик — летний. О том, каковы региональные и сезонные особенности возникновения огненной стихии, NEWS.ru рассказал руководитель противопожарной программы Greenpeace Григорий Куксин. В Гидрометцентре, в свою очередь, пояснили, к чему стоит готовиться, учитывая метеорологические прогнозы.
Как объяснил Григорий Куксин, каждый год наблюдается два основных пика пожарной опасности: в апреле — мае и июле — августе.
Сейчас природные пожары в основном вызваны поджогами сухой прошлогодней травы либо для сельскохозяйственных целей, либо из привычки что-то сжигать, либо из хулиганских соображений. Иногда в таких случаях огонь переходит на лес, причём часто на лес, который ещё и не относится к лесному фонду, поэтому пожары не подлежат учёту. А те данные, которые приводит Авиалесоохрана в ежедневных сводках, опираясь на данные субъектов, — это очень небольшая доля пожаров, которая не очень отражает всего происходящего, потому что горит намного больше и на тех категориях земель, где возгорания не учитываются.
Григорий Куксин — руководитель противопожарной программы Greenpeace России
После «катастрофических» итогов 2021 года впервые за долгое время финансирование борьбы именно с лесными пожарами было увеличено, говорит Григорий Куксин, но, к сожалению, даже этого «совершенно недостаточно». Хоть некоторые регионы и получили в два раза больше денег, чем ранее, потребность была в десятикратном увеличении бюджетных ассигнований системы лесоохраны, фактически уничтоженной в середине 2000-х после принятия нынешнего Лесного кодекса. Этот документ, напомним, ликвидировал лесхозы, упразднил Единую федеральную пожарную службу, занимающуюся лесом, а Авиалесоохрана фактически уничтожена (её передали в ведение регионов, для которых эта функция оказалась слишком дорогой: в некоторых субъектах службу закрыли, где-то сократили число авиабаз и штат парашютистов). Тогда около 170 тысяч человек остались без работы, а функция защиты леса была возложена на коммерческих пользователей. В результате в начале 2008 года пожаров в стране стало в 41 раз больше, чем за аналогичный период 2007 года, а их площадь выросла в 547 раз. По оценкам доцента Забайкальского госуниверситета и сотрудника Даурского заповедника Олега Корсуна, к 2018 году площади пожаров в России увеличились более чем в полтора раза после принятия нового Лесного кодекса 2007 года.
По словам Григория Куксина, сегодня в целом финансирование системы лесного хозяйства в России не увеличилось, а некоторые улучшения в сфере пожаротушения «были обесценены начавшимися сейчас явлениями в экономике». Поэтому, констатирует собеседник NEWS.ru, дефицит финансов, техники, технологий и людей в отрасли «всё равно будет наблюдаться».