«Платон скрывает, о чем говорил с Путиным»: откровения Собчак о сыне и отце

Общество 20 февраля, 2025 / 22:00

19 февраля президент России Владимир Путин возложил цветы к памятнику первого и единственного мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака на Васильевском острове по случаю 25-й годовщины смерти политика. Также Путин пообщался с внуком Собчака Платоном и его матерью, телеведущей Ксенией Собчак. О чем Путин говорил с самым младшим Собчаком, каким Ксения видит своего отца и почему надеется еще с ним встретиться — в интервью NEWS.ru.

О чем Путин говорил с Собчаками

— Владимир Путин успел коротко побеседовать с Платоном. Если это не военная тайна, можете рассказать, о чем шла речь?

— Платон скрывает, о чем он говорил с президентом. Но из того, что я слышала, мы стояли очень близко, — про школу. Президент спросил у Платона, чем он увлечен, как он учится, в какой школе и что ему нравится. Платон рассказывал. Президент сказал, что «это прекрасно, когда человек занимается тем, чем увлечен».

Еще пишут, что вы сообщили об успехах Платона на олимпиаде. А уже можно определить, какой у вашего сына склад ума — технический или гуманитарный?

— Вы знаете, поразительно, но технический. Пока его любимая наука — это математика. И он учится в математической школе. Ему очень-очень нравится. Он этим поделился с президентом.

— Ваш папа был по образованию юристом. То есть по этой линии династии уже не будет?

— Ребенку восемь лет, мне кажется, пока рано об этом говорить. Главное, что учится и что нравится.

А у вас есть такая мечта или вам главное, чтобы ребенок был счастлив и успешен?

— Знаете, у меня мечта, чтобы он занимался тем, что он любит. Это самое главное.

Каким Собчак видит своего отца

— Фигуру Анатолия Собчака сегодня одни воспринимают как символ либерализма. Другие, наоборот, напоминают его призывы жестко подавить сепаратизм в Чечне, не дать Украине сформировать свою армию...

— Мне кажется, здесь нет противоречия. Папа, конечно же, был истинным демократом, единственным человеком в современной России, который проиграл выборы на ноль-ноль-один процент (На выборах губернатора Санкт-Петербурга в 1996 году победил Владимир Яковлев с результатом 47,49% голосов. Собчак набрал 45,76%. — NEWS.ru) и ушел из власти.

Мне кажется, именно это стало залогом настоящей демократии — умение подчиниться демократическим процедурам и свято верить в честные, свободные выборы. Он был либералом в своих взглядах, считал, что человеческая свобода — это важная ценность. Но при этом, что очень важно, он был государственником.

Мне кажется, сегодня есть очень неправильное противопоставление — как будто либерал не может быть государственником и не может быть патриотом. Но это не так. Об этом и Владимир Владимирович говорил не раз на разных памятных мероприятиях, связанных с моим отцом. Его позицию по Украине вы слышали (Собчак жестко высказывался против украинского национализма и милитаризации. — NEWS.ru), его позиция по Чечне тоже известна историкам.

С тем, что папа был государственником, связана и его позиция по ваучерам, по реформам того времени. Отчасти поэтому возник раскол с Чубайсом и с его группой экономистов — отец их не поддержал, он требовал более плавного перехода к капитализму.

Для меня во всем этом видится именно правильная, патриотическая, государственная позиция человека с либеральным мышлением. Хотелось бы, чтобы в современной России таких людей было больше, чтобы эти люди своими поступками доказывали, что нет здесь никакого противоречия.

То есть ваш отец выступал за более справедливый передел собственности, чтобы большему количеству граждан достались более значительные пакеты акций крупных предприятий?

— Нет-нет, это широко описано во многих книгах и фильмах. Отец был противником предложенных Гайдаром и Чубайсом переходно-шоковых мер, «шоковой терапии». Папа последовательно критиковал ее, он как раз не одобрял такие методы. Он считал, что нельзя перестроить экономику в такие короткие сроки, что это должен быть постепенный переход от государственной социалистической экономики к капиталистической. Он требовал более плавных мер, причем он знал, о чем говорит, ведь он возглавлял и юридическую, и экономическую кафедры в университете.

Почему к власти в России пришли соратники Собчака

— Как вам кажется, это историческая случайность или закономерность, что до сих пор Россией управляет, по сути, «питерская команда», то есть люди, которые выросли как политики в команде вашего отца?

— Это закономерность. Причем это же не один человек, это очень многие люди, между которыми в то время иногда были сложные отношения, они спорили друг с другом. В итоге многие из них добились огромных высот. И связано это было как раз с той либеральной, очень важной для папы, составляющей: он не боялся окружать себя сильными людьми.

Вообще, признак лидера — то главное, что я пытаюсь сделать в своей медийной команде, — не бояться сильных соратников. Ты должен привлекать сильных, любить сильных вокруг себя, растить сильную команду. К сожалению, часто бывает так, что у нас подавляют других, чтобы лучше выглядеть. Мы знаем много примеров политиков с очень серой массой людей вокруг себя. Мы даже фамилии этих людей не знаем. Мне кажется, что «питерская команда» как раз про другое. Это набор очень ярких людей, и многие из них до сих пор в разных сферах являются действительно большими экспертами.

Я помню, ваша мама даже как-то сказала, что «опираться можно только на то, что сопротивляется».

— Да, это правда. Это хорошая фраза, кстати.

Мог ли Собчак стать президентом России

Один из близких друзей Собчака мне рассказывал по секрету, что в 1996 году, даже в конце 1995-го, он часто приезжал к Анатолию Александровичу в гости. И они обсуждали выдвижение вашего отца на президентских выборах 1996 года. Расчет был на то, что на него сделает ставку вся демократическая часть общества. Как вы думаете, были ли у него тогда реальные шансы победить? И какой была бы тогда Россия? В тот момент это была принципиальная развилка для страны или нет?

— Я считаю, что да, потому что все эти разговоры были, напомню, на фоне болезни Ельцина, было понятно, что он в плохом состоянии. Папа описывал в одной из своих книг, как Борис Николаевич даже вызвал его к себе в какой-то момент и спросил: «Вот как ты считаешь, стоит ли мне идти на выборы?» И папа — опять же, это из его книги, я цитирую на память — сказал, мол, Борис Николаевич, вы так больны, что, наверное, не стоит. Давайте лучше выдвинем какую-то фигуру, вокруг которой мы все сможем объединиться.

Потом стало понятно — это был неправильный ответ на заданный вопрос. Потому что все близкие к Борису Николаевичу люди его убеждали: «Нет-нет, ну что вы, вы не больны, если не вы, то кто?» И оказалось, что он хотел слышать в тот момент именно это. А я считаю, что да, это была огромная ошибка, даже если Ельцин тогда выиграл честно. Мое мнение — я прочитала огромное количество источников: действительно был небольшой перевес в его сторону. Я не считаю, что тогда выборы были сфальсифицированы, но вся пресса именно в те выборы впервые перешла под полный контроль демократических сил.

И я, как человек, который глубоко верит, что институты важнее результата, который ты хочешь, считаю, что именно тогда система начала ломаться. То есть ради этого выигрыша начались те компромиссы, которые позже привели к очень серьезным последствиям. Поэтому да, я считаю, что Собчак мог тогда стать президентом как более молодой, оратор, интеллигент — фигура совершенно из другого теста. То есть не бюрократ, выращенный системой, как Ельцин, а профессор Петербургского университета, интеллигент, совершенно другого плана человек мог бы тогда повести страну в другом направлении.

Он уже был опытным в управлении. Все-таки у него был пятилетний опыт управления вторым городом в стране.

— Да, конечно.

Кстати, друг Собчака, с которым я говорил, не исключает, что эти разговоры записывались и именно после них началась кампания обвинений в адрес вашего отца.

— Этого я уже не знаю, но о том, что кампания действительно была, мы сняли фильм. Это очевидно, и сейчас все участники той кампании это признают.

Возможно, Ельцин вызвал его для этого разговора под влиянием прослушанных записей. Этого не исключает мой собеседник.

— Вполне может быть. Но я этого не знаю.

Как Собчак видит путь к Богу

Может быть, очень личный вопрос, но вы себя уже публично называли религиозным человеком. A вашего сына вы тоже воспитываете в таких же взглядах, православных?

— Вы знаете, хороший вопрос. Он неоднократно ходил со мной в церковь, я ему об этом (религии. — NEWS.ru) рассказываю. Но мне кажется очень важным, чтобы человек пришел к Богу сам. Меня крестили в 12 лет, и тогда это было как-то совсем неосознанно. Я это делала просто потому, что папа, семья, близкие люди так решили, и к вере пришла гораздо позже. Мне бы хотелось, чтобы Платон сам сделал осознанный выбор.

— Вы заявляли, что надеетесь как бы «встретиться снова с отцом». Вы имеете в виду, в следующей жизни?

— Метафорически. Я думаю, когда человек уходит из этого мира, если он правильно и хорошо жил, его встречают любимые люди. Как-то так я себе это представляю.

Из ваших слов можно сделать вывод, что Платона пока не крестили. Вы ждете, чтобы он сам принял решение, во взрослом возрасте?

— Я с ним часто посещаю церковь, но считаю правильным, чтобы он сам решил для себя этот вопрос. Я думаю, что [это произойдет] в ближайшее время.

Читайте также

Собчак рассказала, какой судьбы хотела бы своему сыну Платону

Собчак рассказала об общении своего сына Платона с Путиным

Собчак назвала возможную главную тему прямой линии с Путиным

Жесткий с чиновниками, мягкий с народом: какой Путин на самом деле

«Путин — молодец»: западные СМИ незаконно проникли под Курск и удивились