Приказ Минздрава № 298 получил широкий резонанс в медицинском сообществе. Врачи утверждают, что изменения в законодательстве грозят гибелью целой отрасли здравоохранения — пластической хирургии. Большинство клиник просто не смогут соответствовать новым требованиям и приостановят работу, а пациенты поедут делать операции за границу. Те медучреждения, которые останутся, из-за отсутствия конкуренции взвинтят цены до небес.
Приказ Минздрава, подписанный Вероникой Скворцовой, меняет требования к оснащению клиник пластической хирургии. Даже небольшие медицинские центры должны закупить аппараты, которыми располагает не всякая крупная больница.
Раньше в клинике пластической хирургии могла быть только операционная и стационар. Все обследования пациенты проходили в сторонних организациях.
По новому приказу клиники пластической хирургии должны в обязательном порядке быть оборудованы аппаратом МРТ, отделением анестезиологии-реанимации, аппаратом для переливания крови, приспособлениями для аудио-, видеотрансляций в операционных. Все практикующие врачи должны пройти ординатуру по профилю «Пластической хирургии».
«Медучреждение организуется при наличии в медицинской организации круглосуточно функционирующих: рентгеновского отделения, оснащенного стационарным рентгенодиагностическим аппаратом (за исключением стоматологических) и (или) стационарным аппаратом рентгеновской компьютерной томографии (за исключением стоматологических), а также маммографическим рентгеновским аппаратом и (или) аппаратом магнитно-резонансной томографии с возможностью выполнения магнитно-резонансной томографии молочных желез…», — говорится в документе.
В Росздравнадзоре пояснили: необходимость такого приказа продиктована «недавними трагическими случаями в результате пластических операций». Несколько россиянок умерло после проведения пластических операций.
Опрошенные News.ru пластические хирурги считают, что соответствовать новым требованиям Минздрава большинство клиник пластической хирургии не смогут. Их владельцы «не потянут» такую реорганизацию, и прикроют бизнес.
Хирург высшей категории, автор 12 изобретений в области хирургии Игорь Короткий заявил, что «данный приказ поражает своей абсурдностью».
— Вы мне объясните ход мыслей человека, который считает, что в маленькой клинике, в которой две палаты на два человека, должен быть огромный рентгенкабинет, к которому предъявляются особые санитарно-гигиенические требования, ещё у него астрономическая цена и самое главное — он практически не нужен, — рассуждает эксперт.
Эксперт настаивает на том, что гораздо проще санитарным транспортом в течение десяти минут доставить пациента в любое расположенное рядом лечебное учреждение и сделать рентген там. Также в других учреждениях можно сделать маммографию, МРТ и другие процедуры.
— Эти аппараты (МРТ, КТ, маммограф. — News.ru) нужны в очень редких случаях, когда в послеоперационном периоде что-то идёт не так. Такие случаи бывают крайне редко. Мы стараемся тщательно проводить дооперационную подготовку, чтобы нюансов не возникло, — соглашается с коллегой пластический хирург Александр Братик.
Опрошенные врачи отмечают, что обязать всех практикующих хирургов иметь диплом об окончании ординатуры — странное решение. По логике законодателей, известные доктора, практикующие по 20–30 лет, должны сесть за парту и доказать свои знания.
Однако нашлись и те, кто увидел в новом приказе пользу. Доцент кафедры пластической хирургии Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова Дмитрий Мельников не считает приказ Минздрава № 298 бесполезным.
— Определенные изменения и ужесточения порядка все-таки должны быть. Я знаю клиники, которые располагались в трехкомнатной квартире с минимальным набором оборудования. Как там оперировали, одному богу известно, — рассуждает эксперт.
Мельников согласен, что в любой клинике пластической хирургии должна быть реанимация, рентген, условия для экстренного переливания крови, наркозно-дыхательное оборудование.
— Это может не понадобиться год, два или три. Ничего страшного. Но их наличие поможет, когда нужно, диагностировать критическое состояние пациента и предотвратить его гибель, — сказал хирург.
Новые правила только успели вступить в силу, однако представители Росздравнадзора организовали по Москве и области массовые проверки клиник пластической хирургии. Они искали там нарушения и нашли их в избытке.
— Организовано проведение проверок в отношении 29 организаций, 21 завершена. Выдано 19 предписаний, составлено 66 протоколов об административных правонарушениях, — говорится в отчёте.
Среди нарушений — «структура медицинской организации не соответствует сложности выполняемых вмешательств», «отсутствие необходимого медицинского оснащения оборудования».
Врачи возмущены — мало того, что новые требования трудновыполнимы и грозят разорить многие частные клиники, так еще и законодатели «душат проверками», не давая медучреждениям время на реорганизацию.
— Владельцам бизнеса просто технически невозможно подготовиться к этим проверкам и каким-то образом подогнать свою клинику под приказ. Невозможно за неделю с нуля создать отделение реанимации, — его надо лицензировать. Это три–четыре месяца, — рассуждает Дмитрий Мельников.
Эксперты уверены, что приказ Минздрава № 298 нужно вернуть на доработку и учесть все «подводные камни». Это не те меры, которые необходимы данной отрасли медицины. Изменения в законодательстве приведут к тому, что большинство клиник пластической хирургии закроются и конкуренция исчезнет.
— Будет концентрация в одном–двух крупных учреждениях с административным ресурсом, связанных в той или иной степени с Минздравом, с правительством, — уверен Игорь Короткий. Он прогнозирует, что эти клиники станут монополистами, а значит смогут устанавливать любые цены на свои услуги. Конечно, низкими они не будут.
Дмитрий Мельников предполагает, что значительная часть клиник пластической хирургии всё-таки останется на рынке, но цены на их услуги возрастут.
— Клиники будут переоборудоваться, соответственно, увеличивать свои затраты. Их надо окупать, клиники будут поднимать цены, — рассуждает специалист.
Новая реформа приведёт к тому, что значительная часть пациентов пластических хирургов отправится в заграничные клиники.
— Они нам санкции, а мы им — наших пациентов. Адекватный и симметричный ответ, — резюмировал Игорь Короткий.