Патриарх о либералах и Боге

Общество 17 октября, 2019 / 14:59

В отличие от многих церковных православных иерархов, патриарх Кирилл всегда предельно сдержан в своих оценках — будь то политических или нравственных. Но есть вещи судьбоносные, которые патриарх не считает возможным обходить своим вниманием, не резервируя публично собственной позиции.

И, видимо, не случайно он присоединился к возникшей по инициативе Владимира Путина дискуссии о месте либеральной идеи в современном мире. Как известно, наш президент высказал мысль о том, что либерализм мёртв. В том смысле, что теория эта перестала быть универсальной идеей, вокруг которой вращается Земля. Идеей, приемлемой в обязательном порядке для всех стран и народов. Нашему президенту кинулись было возражать и западные политики, и наши доморощенные олигархи.

И тут патриарх коснулся особого аспекта этой дискуссии, нравственного выбора каждого:

Постановка себя в центр жизни и есть либерализм. И если «Я» в центре, то что выше меня?

По своей сути, полагает патриарх, сторонники либерализма с его нарочитым индивидуализмом «отпадают от Бога». Считают, надо полагать, самих себя высшим моральным законом, не признают никаких ограничений. Словом, Кирилл мог бы процитировать знаменитую мысль Достоевского, творчество которого хорошо знает и ценит: «Если Бога нет, значит, всё позволено». Недаром же сам Жан-Поль Сартр взял этот тезис великого писателя за отправную точку экзистенционализма.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Патриарх уверен, что россияне разуверились в плодах либерализма ещё в девяностых, когда под влиянием этого взгляда на жизнь, на роль государства и места в нём человека, пережили одну из своих исторических трагедий. Под вопрос были поставлены традиционные для России соборность, коллективизм, взаимная социальная ответственность. И даже взаимоотношения поколений.

Ныне страна, не отказываясь от некоторых либеральных элементов в экономике, возвращается во многом к здоровому консерватизму, при котором сама вера является добровольным выбором, не ставящим, однако, под сомнение верность многим духовным принципам — скрепам, как выражается, президент. И примечательно, что такой новый консерватизм России делает её привлекательной в глазах многих европейцев. Ну, а патриарх лишний раз подчеркнул, что бездумное увлечение новомодными идеями не должно принимать характер греховного соблазна. Нравственный закон должен оставаться внутри каждого.