Несколько лет назад телевизионные экраны, а также многочисленные печатные издания заполонили экстрасенсы. Размахивали экранами, дули на воду, обещали гарантированные амулеты и прочее. В последние годы к ним в команду добавились потомственные маги, колдуны, гадалки и прочие представители оккультизма. Денег, как правило, за свои «чудеса» просят немалых.
Доверчивые граждане деньги им несут, а не получив обещанного, обращаются кто в правоохранительные органы, а кто к депутатам. Как рассказал «Парламентской газете» член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов, за помощью к нему обращаются десятки обманутых и обобранных «чародеями» граждан.
Посему народный избранник намерен внести на рассмотрение Государственной думы законопроект с поправками в некоторые статьи Уголовного кодекса: 159 («Мошенничество»), 163 («Вымогательство») и 210 («Организация преступного сообщества»).
«В частности, депутат предлагает дополнить УК РФ статьёй 159.7 с новым классификатором деятельности, который будет описывать „колдовские“ или „магические“ услуги», — сообщается в газете.
Правда, при этом депутат предлагает запретить не занятия колдовством, а лишь коммерческую составляющую этого прелюбопытного процесса. То есть гадать, ворожить, колдовать и прочее можно, но вот брать за это деньги нельзя. Подобные платные услуги будут расцениваться как мошенничество или вымогательство.
В депутатском корпусе господин Вострецов отнюдь не первый борец с магической деятельностью. Ранее за введение уголовной ответственности за подобные деяния ратовал Виталий Милонов. Он, например, предлагал наказывать крупными штрафами и даже пятью годами лишения свободы, если таковая деятельность приведёт к смерти обратившегося к магу гражданина.
Надо сказать, что к так называемым магам обычно обращаются люди, у которых случилась беда или какая-то психологическая травма. И «специалисты» ловко этим пользуются, вымогая немалые деньги за «помощь».
Кстати, некоторое время назад депутат Законодательного собрания Ленобласти Владимир Петров, например, предложил узаконить деятельность магов, приравняв её к индивидуальным предпринимателям. Народный избранник полагал, что надо ввести лицензирование это деятельности, дабы маги отвечали за качество предоставляемых услуг. При этом в разрабатываемом им законопроекте предлагалось запретить чёрную магию.
В общем, депутаты не дремлют, пытаясь оградить суеверных граждан и их кошельки от расплодившихся мошенников, выдающих себя за целителей всех мастей.
Есть один весьма опасный момент для существующего государственного устройства, потому что деятельность религиозных организаций принципиально ничем не отличается. Они же тоже берут деньги за выполнение каких-то обрядов. А существование Бога — оно же никем не доказано. И влияют ли на что-то эти обряды, тоже неизвестно. Но люди в это верят.
Провести грань между магическими услугами и религиозными я, как юрист, не взялся бы, потому что есть масса всяких оттенков. Я думаю, что такому законопроекту может быть придано расширительное толкование и он может быть использован в том числе для ограничения свободы совести, свободы вероисповедания.
И потом, в церкви мы также оплачиваем какие-то услуги. Разве, с формальной точки зрения, это не то же самое? Мы ведь и в том, и в другом случае платим за то, что мы верим, а не за какой-то реальный продукт.
Если где-нибудь в Африке сторонник культа вуду готов оказать какие-то магические услуги, почему он не имеет права этого делать? Миллионы людей этот куль исповедуют. У нас другой культ, другие религии.
На самом деле очень сложно будет определить критерии. Я не вижу никакой необходимости в подобном законопроекте. Тем более что завладение чужими денежными средствами и так может попасть под «мошенничество». Имеющейся в Уголовном кодексе статьи достаточно, потому что мошенничество — это завладение чужими денежными средствами путём обмана или злоупотребления доверием. Обман может быть в разной форме.
Проблема в том, что, как правило, люди, которые становятся жертвами, действуют добровольно. И даже что-то получают. Они получают какое-то душевное спокойствие, надежду, уверенность. Собственно, за это они и платят. Очень мало людей в здравом уме верят, что они заплатят за какие-то обряды и высшие силы помогут им сдать экзамен или занять должность.
Наверное, на сегодняшний день лучше всё оставить как есть. Эта проблема не является какой-то остро-вопиющей и не нуждается в оперативном правовом регулировании.
Что греха таить, гадания и магия существовали во все времена у всех народов. Девушки традиционно гадали на женихов, даже обращались за помощью к колдуньям, да и мужчины не стеснялись обращаться за помощью в разных вопросах к колдунам. Правда, иногда это плохо заканчивалось: в средние века Европа была охвачена кострами, на которых сгорели десятки тысяч женщин и мужчин по обвинению в отношениях с нечистой силой и вероотступничестве.
У славян ведьм защищал закон, да и само ведовство преступлением не считалось. Так что приговоры были редкими и мягкими. Может быть, поэтому до сих пор и сохранились у нас традиции гаданий, главными из которых, пожалуй, были, святочные. А поскольку Рождественский сочельник всё ближе, то традиционного, хоть и основательно позабытого, девичьего развлечения не избежать.
Более 100 экспертов ООН и других международных организаций определили ряд эффективных способов предотвращения нарушений прав человека, связанных с «порочной практикой колдовства». Об этом сообщает пресс-служба всемирной организации.
Спецдокладчик по вопросу о внесудебных казнях Агнес Калламард осудила убийства, связанные с колдовством, в том числе убийства так называемых ведьм.
«Обвинение в колдовстве само по себе является проявлением психологического насилия, сопровождающегося физическими нападениями немыслимой жестокости, которые могут быть квалифицированы как пытки», — заявила спецпредставитель по вопросу о насилии в отношении детей Марта Сантуш Паиш.
По её словам, подобные акты насилия часто находятся вне поля зрения общественности и остаются безнаказанными.
В июле сообщалось, что жители сахалинского села приняли соседку за ведьму и сожгли её дом.
Депутат Законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров готовит федеральный законопроект, по которому представители индустрии гадалок не смогут свободно заниматься незаконным предпринимательством за счёт суеверного населения.
Если законопроект будет одобрен, магам надо будет получать лицензии и отвечать за качество своих услуг.
Поводом для разработки документа послужило коллективное обращение последователей некой «волшебницы и чародейки», которые потребовали от властей города предоставить им 50–100 гектаров земли в Гатчинском районе для организации собственного муниципального образования.
«Мы ведём мирный образ жизни, общаемся с животными, учимся перемещаться по воздуху», — написали адепты новоявленной кудесницы.
По мнению депутата, поскольку колдуны желают зарабатывать на легковерии населения, то осуществлять этот вид предпринимательской деятельности следует по закону: получать свидетельство индивидуального предпринимателя и платить налоги.
«Чтобы люди могли регистрировать ИП и оказывать услуги населению, нужно или создавать саморегулирующуюся организацию, или вводить государственное регулирование, — пояснил Петров. — Но представить себе, что маги регулируют магов, — это какое-то мракобесие. Поэтому нужно госрегулирование».
В случае одобрения инициативы региональным исполнительным властям придётся учредить орган, который будет вести реестр колдунов, выдавать им разрешения на работу и контролировать проводимые магами процедуры.
Парламентарий напомнил об Указе президента № 161 от 1995 года, по которому реклама целителей и экстрасенсов, у которых отсутствуют диплом и разрешение регионального комитета здравоохранения, запрещена. Исходя из этой практики парламентарий предлагает разработать аналогичные правила и для магов.
Кроме того, деятельность данных организаций должна соответствовать Закону «О защите прав потребителей», чтобы предотвратить введение последних в заблуждение. При этом в случае развития событий, которые произошли не по плану после процедур гадания, целитель должен будет вернуть клиенту средства за некачественную услугу.
Одновременно предполагается запретить чёрную магию, то есть наводить сглаз и порчу будет нельзя. По мнению Петрова, этот способ общения со сверхъестественными силами следует отнести к спецсредствам, которыми должны заниматься силовые структуры вроде ФСБ.