Жёсткая борьба за рейтинги в медиапространстве ведётся непрерывно и порой переходит всякие границы. Побеждают, как свидетельствуют социологи, те, «чьи посылы просты, чётки, выпуклы и ярки». К таким персонажам-победителям, вне всякого сомнения, относится Ольга Бузова, чью популярность эксперты, с которыми побеседовал News.ru, объясняют по-разному. Для одних она — «трудоголик», для других — «феномен»; кто-то считает её тексты востребованными, кто-то, как Сергей Соседов, говорит об «отвратительном музыкальном материале». И лишь в одном эксперты сошлись: речь идёт о своеобразном запросе со стороны общества.
Музыкальный критик Сергей Соседов не знает, как объяснить необыкновенную популярность Ольги Бузовой. Для него, признался Соседов, это «большая загадка», своего рода terra incognita. Вместе с тем он готов подтвердить — Бузова востребована. Соседов даже привёл пример феноменального успеха, которому он лично был свидетелем, — это заключительный концерт фестиваля «Славянский базар», в июле прошедший в белорусском Витебске.
Бузова во всём заурядна. Но при этом я своими глазами наблюдал её успех, например, на фестивале «Славянский базар» — она ведь уже на крупных фестивалях выступает, её приглашают на большие концерты, пафосные. Она выступает вместе со звёздами первой величины — Соня Ротару, Гвердцители... и Бузова! Как она может выступать вместе с ними? А ведь она имеет успех: не то чтобы она прошла «дура дурой» — ничего подобного! Ей аплодируют, публика несёт цветы, творится что-то несусветное.
Эксперт задаётся вопросом: в чём может заключаться запрос со стороны общества? Он не считает Бузову сексуальной, не видит её в качестве носительницы каких-то прогрессивных идей, не считает неформалкой. Не углядел он в девушке и особой красоты, резюмировав: «Не Афродита». И упорно отказывается комментировать её творчество.
Я вообще не понимаю ничего, что она делает. Для меня это странно, непонятно, terra incognita. Она не талантлива, это очевидно. Голос заурядный. Материал музыкальный у неё отвратительный, я даже не собираюсь это комментировать — что бы она ни спела, я тут же забываю, слушаю и не слышу, как будто это полная пустота, — недоумевает Соседов.
Какая-то здесь есть загадка, какая-то социальность, которую я пока не разгадал. Естественно, за ней стоят деньги. Но одно дело деньги, а другое — публика. Публику не купишь. Шеститысячный зал, и люди бегут, юные девочки прыгают, орут, восторгаются. На закрытии «Славянского базара» круче Бузовой прошла только Соня Ротару. Соня Ротару — вне конкуренции. Это ажиотация, горы цветов, публика просто встаёт и слушает Соню стоя. Всегда. Так вот, вторая по популярности была Бузова, — не перестаёт удивляться эксперт.
Разгадку феномена Ольги Бузовой, похоже, знает продюсер Иосиф Пригожин. Он считает, что Ольга Бузова — «простая девушка из „Дома-2“, которая и поёт, и танцует, и ведёт, находится на пике популярности, учитывая при этом её соцсети и её доход». У музыкального продюсера есть целых два объяснения для столь широкого признания певицы. Одно из них состоит в трудолюбии ведущей «Дома-2», которая, по мнению Пригожина, «крутится как юла». Второе — в том самом запросе со стороны общества, запросе на доступность и простоту.
Бузова — трудоголик. Нельзя отрицать — она впахивает. Она знает себе цену, знает, что она делает, знает, чего хочет. Просто она удовлетворяет запрос. Стать Бузовой не очень просто. Это труд. Любые съёмки, любые выходы — они нелёгкие. Она не сидит на одном месте, крутится как юла — это тоже работа. Мы сейчас не оцениваем её таланты — мы оцениваем её трудолюбие. Человек она трудолюбивый. Она старается, она учится. Популярнее многих исполнителей, блогеров, певцов и певиц.
Пригожин сокрушается: кто помнит добрые дела? Кого интересует, что люди занимаются благотворительностью? Никого. Зато всем интересно посмотреть в замочную скважину: а что же там, внутри?
Это запрос со стороны общества, ничего тут сделать нельзя: всё, что связано с эстетикой, с литературой, с чем-то образовательным, вызывает оторопь у людей. Большинство хотят очень простых вещей. У нас вся страна живёт по принципу: «А сейчас для куражу я вам попу покажу», — говорит продюсер. — Я однажды в своём выступлении сказал в отношении Шнура, что он работает на потребу дня. То же самое можно сказать и о Бузовой. И это феномен социума. Это данность. Что плохого делает Бузова? Ничего. Она неглупая девочка. Просто сегодня запрос в обществе на мат, на подобные проекты, на таких людей, как Ольга.
Пригожин укоряет СМИ за то, что они «носят не образовательный характер, а развлекательный», и в итоге «мы с вами и получаем такой результат».
Факт сумасшедшей популярности Ольги Бузовой трудно не заметить, но девушка и сама не упускает случая напомнить о том, что пользуется успехом. В июне 2019 года она, ориентируясь на запросы в Google, не преминула заявить, что со своими 58% стала популярнее президента РФ, у которого на тот момент было 42%. Тогда Иван Ургант в очередном выпуске своего шоу на Первом канале пошутил над этой новостью. Но, как считают психологи, это тот самый случай, когда в шутке — лишь доля шутки.
«Персонаж, популярный в ту или иную эпоху, будь то Beatles или Queen, Цой или Бузова, — это очень диагностично для общества. Если сейчас самыми популярными и узнаваемыми персонами являются Владимир Владимирович Путин и Ольга Бузова, то наверняка они несут некий ценностный посыл, и это весьма востребованные ценности.
Иваненко поясняет: Бузова, с одной стороны, воплощает слабость, женственность, признание в своих бедах, в желании найти любовь, то есть признание в традиционных ценностях, которые она ясно транслирует. Такая девочка-девочка, которую хочется пожалеть. С другой стороны, здесь есть место феминизму. Напрямую она не называет это феминизмом, но при этом очевидно: девушка из категории self made («сама себя делает»), ей не нужен мужчина. И эта комбинация стала тем ценностным ядром, которое важно сейчас в нашем обществе.
Второй ингредиент её популярности, считает психолог, — это то, что ведущая «Дома-2» очень instagrammable. Её формат на 100% подходит для современных соцсетей. Всё очень простое: яркая картинка, короткое послание, без особо глубинных мыслей. Для людей с клиповым мышлением, которым трудно воспринимать сложную информацию (более чем несколько предложений в длину), — это как раз то, что нужно.
Если пойти на демонстрацию с плакатом в стиле Моне (Клод Моне, французский живописец, основатель импрессионизма), то вы вряд ли кого-то привлечёте в свои ряды. Плакат должен быть простым, чётким, желательно чёрно-красно-белым, и тогда он воспримется толпой. Бузова как раз такая. В психологии это называется «низкая когнитивная сложность»: когда нет спектра оттенков, а есть или чёрное, или белое. «Я хотела стать Бритни Спирс — я стала ею; хотела выйти замуж за футболиста — вышла; предали меня — мне стало больно». Чёткие и выпуклые посылы, которые хорошо ложатся на современное восприятие, — очерчивает Иваненко подход певицы к поведению в медийном пространстве.
Эксперт напомнила: лет сто назад исследователь Гюстав Лебон пришёл к выводу о том, что психология толпы очень женственна. В его понимании толпа — это женщина. Она эмоциональна, истерична, и с ней невозможно разговаривать на глубинном языке.
Любой вождь должен говорить прямо и просто, призывая к эмоциям, а не к мыслям. Бузова сейчас для многих является вождём в классическом понимании этого слова. Она говорит очень ярко, чётко, понятно, апеллируя к простым вещам, без погружения в сложные когнитивные материи, — говорит Иваненко.
Феномен Бузовой — это факт, он существует, считает психолог, напоминая, что, кроме Виктора Цоя и группы «Ласковый май», мало кто был настолько популярен и настолько бы аккумулировал интерес общества.
Феликc Шарков, профессор кафедры общественных связей и медиаполитики РАНХиГС, в свою очередь проводит аналогию с президентом Украины Владимиром Зеленским: украинцы, выбрав артиста-клоуна президентом, просто перепутали профессиональную игру и сущность. Поклонники Бузовой путают её с теми ролями, которые она на себя берёт в медиапространстве. Профессор также подчеркнул в своём комментарии, что среди поклонников телеведущей вряд ли можно найти интеллектуалов.
Глубоко интеллектуальная молодёжь, которая выигрывает престижные международные конкурсы, не тратит время на дрейф в Интернете. Они тратят время на свою интеллектуальную подготовку. На Бузову клюёт совсем иная аудитория, и она, к сожалению, велика. Среди тех, кто рождается сегодня, очень много детей с интеллектуальным дефектом. Они не способны к глубокому когнитивному анализу. И вот эта часть аудитории, находящаяся на пограничном уровне интеллектуального потенциала, как раз нуждается в Ольгах Бузовых.
Как бы там ни было, но, как сказал в своё время Сергей Шнуров, речь идёт о «чрезвычайной медийности героини». Член совета по культуре при Госдуме РФ ещё два года назад в интервью изданию StarHit высказался одобрительно о её творчестве, поведал о востребованности текстов, но, самое главное, сделал вывод, что «отныне никакое сообщество профессионалов или компетентное жюри не смогут решать, чему быть, а чему нет, кому петь, а кому заткнуться».