В прошлом году в России вступил в силу закон, полностью запрещающий контактную притравку животных. Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, такие тренировки давно уже не отвечают требованиям гуманного и развитого общества. Практически во всём мире контактные способы тренировки охотничьих собак не используются.
До принятия закона в России было до двух тысяч станций, где практиковали контактную притравку собак на хищников. Как рассказал в беседе с News.ru один из авторов закона, глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов, на подобных станциях творился настоящий беспредел. Использовались «самые дикие» способы ограничения подвижности животных, например, тесные вольеры, привязывание, удаление когтей и клыков. Глава комитета приводит пример, как на одной из станций помещали лисе в пасть деревянный кляп и отдавали на растерзание собаке.
Как сообщили News.ru зоозащитники, несмотря на запрет, некоторые притравочные станции продолжают свою работу. Их сотрудники ведут себя агрессивно не только к животным, но и к людям.
В подмосковной Лобне разыгралась нешуточная баталия с участием зоозащитников, журналистов, полиции и сотрудников так называемой притравочной станции, где собак приучают к охоте на диких зверей. Общественники узнали, что на станции происходит запрещённая законом контактная притравка собак на лис. То есть когда животных сводят вместе и наблюдают за их схваткой.
Зоозащитники приехали, но получили жестокий отпор со стороны сотрудников станции. В Сети есть видео, где можно разглядеть, что непрошеных гостей толкают, оскорбляют. Как рассказал руководитель Альянса защитников животных Юрий Корецких, нескольким журналистам в ходе потасовки повредили камеру, а одному из них травмировали палец. После потасовки зоозащитников и журналистов вытолкали за территорию станции. Сотрудники полиции активного участия в конфликте не принимали.
Рядом с территорией мы обнаружили множество костей и черепов лис. Нашли мёртвую собаку. У неё было много ранений. Возможно, на неё травили охотничьих собак. На территории множество клеток, где содержатся лисы и барсуки. Сам процесс контактной притравки мы не видели, но у нас есть косвенные доказательства.
News.ru попытался взять комментарий у представителей притравочной станции, где случилась потасовка. Сотрудница по имени Наталья отказалась от беседы, сославшись на высокое артериальное давление. Сайт организации в Сети «закрыт на техобслуживание». Повод для волнения у женщины есть. Согласно закону, контактная притравка приравнивается к «жестокому обращению с животными». Живодёрам грозит штраф до 80 тыс. рублей или лишение свободы на срок до трёх лет.
Глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов в беседе с News.ru заявил, что при наличии прямых доказательств издевательства над животными он лично «готов ехать» на эту притравочную станцию вместе с правоохранительными органами, но пока их нет. А увиденная зоозащитниками окровавленная собака могла погибнуть при любых других обстоятельствах.
Как только приняли этот закон, я сразу сказал, что мы берём такие дела на парламентский контроль. Мы объявили — отправляйте фото- и видеосвидетельства того, что осуществляется контактная притравка. Пока ни одного подтверждённого нарушения мы не зафиксировали. Я готов помогать всем, кто вскроет реальные нарушения на этих протравочных станциях.
Охотник Роман Аношин в беседе с News.ru предположил, что многие дрессировщики нарушают законный запрет на контактную притравку животных, потому что это эффективный способ научить собаку охотиться.
Вот представьте, неподготовленная такса заходит в нору и там её встречает матёрая лиса, а может быть, ещё и барсук. У собаки нет никакого шанса выйти из такой схватки живой. Обучить этому животное можно только с помощью контактной притравки.
Насколько тщательно в России соблюдается запрет на контактную притравку — с этим будут разбираться правоохранительные органы. Пока прямых доказательств жестокого обращения с животными на притравочной станции в Лобне нет. В свою очередь депутаты и зоозащитники говорят: чтобы закон заработал в полную силу, нужна перестройка сознания людей. Животных должны перестать воспринимать как собственность, с которой можно сделать всё что угодно.