В Петербурге строители метрополитена на днях в очередной раз вышли на улицы. Несколько десятков рабочих обанкроченного в августе АО «Метрострой» собрались у здания правительства Северной столицы с требованием выплатить долги по зарплате. Данная история длится уже три года. За это время силовики завели уголовное дело на прежних руководителей компании за миллиардную растрату, само предприятие, пережившее блокаду Ленинграда и «лихие 90-е», стало банкротом, а на его месте появилось другое. Но несмотря на то что некоторые обманутые рабочие — всего их более трёх с половиной тысяч — напоминают о себе, ситуация сдвигается с мёртвой точки «черепашьими» темпами. Примерно так же в последние годы развивается питерская подземка. Между тем городские власти обещают, что задолженность, превышающая 330 млн рублей, будет погашена до конца года и оглашают планы строительства метро на десятилетия вперед.
Протестующие собрались 29 ноября у Смольного и, как рассказал представитель метростроевцев Ринат Галиев, направили властям заявление с предложением встретиться с вице-губернатором Петербурга Максимом Соколовым.
Долги тянутся с 2018 года. Я предполагал, что ещё в 2019 году губернатор Петербурга Александр Беглов решил эту проблему, но видимо, людей «кормили завтраками» и им просто это надоело. Конечно, им по чуть-чуть отдавали долги. Последний раз выдавали по 5000 рублей в октябре. А ведь перед некоторыми сотрудниками долги составляют сотни тысяч рублей — у кого 370 тысяч, у кого-то полмиллиона, есть те, кто не получил 700 тысяч. Поэтому они решились выйти на улицу, чтобы напомнить о себе.
По его информации, часть денег рабочим обещают дать не до конца 2021-го, как обещают власти, а лишь в марте 2022 года. Также активист напомнил, что из-за проблем в «Метрострое» с 2019 года в Петербурге не построено ни одной новой станции.
По сравнению с Москвой темпы [строительства] просто черепашьи, хотя деньги выделяются, ещё и дополнительные федеральные средства, но даже при этом не могут строить метро. Явно, так организована работа. Явно, очень много воруют. Явно, очень серьёзные проблемы в управленческих кадрах, раз деньги есть, а ничего не могут построить, — резюмировал Врански.
Сумма задолженности перед рабочими в 322 млн рублей выглядит каплей в море на фоне объёмов финансирования, которые из разных источников власти обещают направить на развитие питерской подземки. Как писала «Фонтанка», 29 октября КРТИ заключил с АО «Метрострой Северной столицы» контракт на развитие метрополитена до 2023 года объёмом 603,7 млрд рублей. По данным издания, такую сумму за два года отработать нереально и конкретные обязательства прописываются в специальных дополнительных соглашениях с конкретными же сроками и графиками. В основе контракта заложена программа развития системы подземного рельсового транспорта Петербурга до 2045 года, которую, по заказу КРТИ, подготовил «Ленметрогипротранс».
На состоявшейся 29 ноября встрече Андрея Левакина с представителями метростроевцев и конкурсным управляющим обанкротившейся компании было предложено, что АО «Метрострой Северной столицы» заплатит за аренду оборудования «Метростроя» и этого будет достаточно, чтобы закрыть долги перед тысячами рабочих. Кроме того, в ноябре правительство Петербурга намерено сделать взнос в размере 7,1 млрд рублей в уставный капитал компании на закупку оборудования, ВТБ в соответствии с долями внесёт 3,8 млрд (65% акционерного общества принадлежит городу, а 35% — банку).
В свою очередь вице-губернатор Северной столицы Максим Соколов заявил, что самым оптимальным вариантом ликвидации части задолженности является авансовый платёж за долгосрочную аренду производственных площадок и оборудования. При его реализации «часть средств поступит в ОАО „Метрострой“ в декабре текущего года».
Как рассказывает петербургский публицист, редактор издания «Родина на Неве» и лидер профсоюза «Трудовая Евразия» Дмитрий Жвания, конфликт между «Метростроем» и его работниками было бы проще решить при участии профессионального объединения трудящихся. Он напомнил, что в компании был некий официально действующий профсоюз, который занимался туристическими слётами и спартакиадами.
Где они, деятели этого профсоюза, сейчас? Выбивать долги из компании должны не бригадиры, которые собрались у Смольного, а они — официальные доверенные лица рабочего коллектива. Пока у нас заключение коллективных трудовых договоров с участием профсоюзов не войдёт в порядок вещей, мы будем получать трудовые конфликты, как в «Метрострое». Я не поклонник всего западного. Однако опыт рабочей борьбы на Западе меня вдохновляет. Одной из ценностей Западной Европы является мощное профсоюзное движение. Я несколько раз был свидетелем всеобщих забастовок во Франции и Италии. И всегда требования работников выражали профсоюзы. Работодатель, зная, что за его деятельностью следят профсоюзы, не будет доводить дело до образования многомесячных долгов по зарплате. Чтобы этого избежать, он лучше что-нибудь продаст из своей собственности: загородный дом или элитное жильё, например. Просто из чувства самосохранения. Иначе можно въехать на предприятие на кадиллаке, а выехать — на тачке с дурацким колпаком на голове.
Собеседник NEWS.ru уверен, что Северная столица не станет современной агломерацией, пока подземка не будет проведена во все районы и ближайшие города Ленинградской области. В результате «из-за неразберихи в „Метрострое“ страдают не только его работники, но все горожане».
Как напоминает Дмитрий Жвания с января 1993 года ОАО «Метрострой», то есть приватизированный «Ленметрострой» (предприятие, которое действовало в городе с января 1941 года), возглавлял заслуженный строитель России, почётный гражданин Петербурга и кавалер различных орденов Вадим Александров. В 2017 году возглавил предприятие его сын Николай. Комитет имущественных отношений города владел 21% акций общества, ещё 25% были у ГУП «Петербургский метрополитен». Но, как отмечает журналист и профсоюзный лидер, фактической хозяйкой компании до недавнего времени была семья Александровых.
Я не сомневаюсь в заслугах Александрова-старшего. Но строительство метро — всё же не возделывание винодельческого терруара и не ателье по пошиву модной одежды. Это не семейный бизнес. Это дело государственной важности. Ведь, помимо прочего, метро — это стратегический объект, который имеет оборонное значение. И вот эта вот семейственность, которая расцвела пышным цветом в России за последние десятилетия, настораживает, — подчеркнул Жвания.
У Николая Александрова дела не заладились: в конце 2019 года против него и двух его предполагаемых сообщников завели уголовное дело о присвоении или растрате 178 млн рублей при строительстве одной из линий метрополитена. В общей сложности ему вменяют три эпизода, по которым, как считает следствие, сумма ущерба превышает 1 млрд рублей.
Этому предшествовали начавшиеся в 2018 году, перед президентскими выборами и ЧП по футболу, волнения метростроевцев. В 2019-м ОАО «Метрострой» и его дочерние организации погрязли в череде скандалов с невыплатами зарплаты и регулярными забастовками рабочих. В итоге в августе 2021 года организация, действовавшая с 1941 года, была признана банкротом, а в сентябре с сотрудниками старого «Метростроя» начало оформлять трудовые договоры АО «Метрострой Северной столицы».
На этом фоне, как писал NEWS.ru, возникали проблемы с развитием подземки. Так, на 5 сентября 2019 года, за три дня до выборов губернатора Петербурга, было анонсировано открытие трёх станций метро Фрунзенского радиуса: «Шушары», «Дунайская» и «Проспект Славы», но в итоге запуск состоялся лишь через месяц. Хотя сначала говорилось об открытии этих объектов ещё в 2017 году, потом сроки сдвинули на 2018-й, к ЧМ по футболу. Смольный планировал расторгнуть контракт с «Метростроем», но в марте 2019-го передумал, увеличил финансирование и поставил компании задачу достроить радиус.
Сейчас власти города обещают построить к 2024 году станции метро «Казаковская» («Юго-Западная»), «Путиловская» и «Горный институт». Об этом недавно заявил губернатор Петербурга Александр Беглов, при этом ранее он обещал президенту Владимиру Путину открыть к этому сроку семь станций при наличии федеральных инвестиций. При этом несколько лет назад «Казаковскую» и «Путиловскую» прогнозировали открыть к 2022 году. «Горный институт» должны были ввести в строй к концу 2019 года, затем сроки поэтапно сдвигались на 2022 и на 2023 годы.
Без конфликтов и скандалов не обошлись и проектные работы. В декабре 2020 года NEWS.ru подробно рассказывал о том, как из-за спора конкурирующих компаний в Северной столице затянулось проектирование Красносельско-Калининской (коричневой) линии метро. За почти миллиардный подряд бились две компании: петербургское АО «Ленметрогипротранс» и московское АО «Метрогипротранс», которое является не только конкурентом, но и акционером первого. В 2019-м первое предприятие выиграло тендер, но столичная компания затем оспорила это решение и в итоге сама оказалась подрядчиком. Из-за судебных споров работы были заморожены, но в итоге Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отказал местному предприятию, требовавшему отменить результаты конкурса.