В Ростове-на-Дону произошло несколько случаев изнасилования девушек в парках. Преступник шептал на ухо жертвам, что их проиграли в карты. Вскоре похожие преступления начались в соседнем городе, где маньяк стал убивать женщин. Кем оказался злодей-«картежник» — в материале NEWS.ru.
Как пишет автор книги «Социализм не порождает преступности» Алексей Ракитин, маньяк совершал преступления в городских парках в интервале между 19:00 и 22:00. Его жертвами стали женщины разного возраста (самой старшей было 47 лет), отличавшиеся друг от друга ростом, комплекцией и цветом волос.
Нападавший угрожал им ножом и говорил, что они проиграны в карты. Он требовал заплатить значительную сумму денег либо предлагал выбор — изнасилование или смерть. При этом, как отмечает Ракитин, маньяк не причинял серьезных физических травм подчинявшимся женщинам.
Преступник действовал очень дерзко: он насиловал прохожих в десятке метров от парковых дорожек, по которым ходили люди. При этом продолжительность нападений постоянно увеличивалась. Однажды он глумился над жертвой почти полчаса. Нападавший вытряхивал женские сумочки, забирал деньги и ценные вещи.
В 1969 году в Ростове-на-Дону произошли как минимум три нападения. Еще одно преступление было совершено 26 марта 1970-го в Ворошиловграде (ныне — Луганск). Преступник догнал женщину, возвращавшуюся с работы через парк в темное время суток, и изнасиловал ее. Затем милиция получила информацию о пяти аналогичных нападениях, совершенных в течение двух недель.
В начале августа злодей чуть не убил 20-летнюю местную жительницу, на которую напал на окраине города. Свидетелем преступления стал случайный прохожий, который оказался спортсменом-тяжелоатлетом. Он спугнул насильника, попытался догнать его, но не смог.
Маньяк совершил еще одно нападение поздно вечером 22 сентября. В этот раз девушка смогла вырваться и закричала. Рядом оказались прохожие, поэтому насильник убежал. В середине октября нападавший оставил на месте очередного преступления обрывок простыни с фрагментом штампа воинской части. Тем не менее экспертиза не смогла распознать номер.
В середине апреля 1970-го произошло первое убийство — жертвой маньяка стала 17-летняя девушка. Преступник затащил ее в здание полуразвалившейся трансформаторной подстанции, связал ей руки, заткнул рот куском вафельного полотенца, изнасиловал и задушил. Он забрал себе «на память» ручные часы.
4 июля 1970 года маньяк изнасиловал и убил 17-летнюю девушку. Милиционеры нашли на месте преступления газету «Сельская жизнь», но эта улика не дала каких-либо зацепок.
Третье убийство произошло 27 октября 1970-го. Нападавший сначала задушил 20-летнюю девушку, после чего надругался над трупом. В качестве трофея он забрал у жертвы сережку и красную кофточку, которая стала для него чем-то вроде фетиша. Когда маньяка задержали, на нем был надет этот предмет одежды задом наперед.
Милиция начала разыскивать насильника еще в Ростове-на-Дону. Однако женщины, обратившиеся в органы правопорядка, не могли составить портрет маньяка. Но однажды у сыщиков оказалась важная улика — студенческий билет, который преступник обронил во время нападения. Молодой человек был задержан. В ходе допроса он заявил оперативникам, что потерял документ, и поблагодарил их за его обнаружение. При этом потерпевшая не смогла опознать преступника. Следователи поверили подозреваемому и отпустили его. Понимая, что ему сели на хвост, насильник пошел в военкомат и отправился служить в военную часть, расквартированную в Ворошиловграде.
Летом 1970 года на улицах города дежурили сотни девушек — сотрудниц МВД и родственниц милиционеров. Такие «приманки» сопровождали работники органов правопорядка в штатском. Это дало результат — милиция поймала 30-летнего местного жителя, который признался, что с 1966 года совершил 22 изнасилования. Кроме того, был задержан педофил, надругавшийся над 13-летней школьницей. Но все они не были причастны к убийствам, а их приметы не совпадали с почерком «картежника».
Затем следователи получили анонимное письмо, написанное женским почерком от лица мужчины. Его автор утверждал, что маньяком является житель Ворошиловграда, ранее судимый за сексуальные преступления. В обращении фигурировала фамилия предполагаемого насильника. Сотрудники милиции провели проверку и выяснили, что в дни преступлений «герой» анонимки отсутствовал в городе. При этом автора письма так и не смогли найти.
Пока силовики задерживали подозреваемых, расшифровывали анонимку и следы печати на простыне, преступления продолжались. Следователи предполагали, что к ним причастен человек в погонах, поэтому в дело вмешалась военная контрразведка. В ходе расследования она выявила должностные преступления в одной из местных частей. Как выяснили особисты, заместитель командира наживался на продаже спальных принадлежностей и обмундировании.
В ночь на 8 ноября 1970 года в одном из луганских парков произошло очередное нападение на женщину. К тому времени маньяк потерял бдительность. Когда насильник поволок жертву в кусты, она закричала. На призыв о помощи отреагировали дружинники и пришедшие им на помощь милиционеры с солдатами внутренних войск. Они перекрыли все выходы из зеленой зоны и стали прочесывать ее метр за метром.
В ходе операции были задержаны шесть мужчин, после чего прошла процедура опознания. Наибольшее подозрение у оперативников вызвал 20-летний Завен Алмазян, на котором была надета женская кофточка. Потерпевшая опознала его.
Молодой человек заявил милиционерам, что является военнослужащим и находится в самоволке. Во время обыска по месту его службы были найдены несколько вещей, принадлежавших убитым и изнасилованным женщинам, а также простыня, кусок которой маньяк использовал в качестве кляпа.
Как пишут авторы книги «Феномен российских маньяков», Алмазян родился в Ростове-на-Дону в 1950 году. После школы он поступил в местный техникум, но проучился там недолго. В 1969 году, после потери студенческого билета и задержания милицией, Алмазян ушел в армию. В подростковом возрасте он посещал секцию вольной борьбы и впоследствии использовал удушающие приемы во время нападений.
Алмазян страдал радикальной формой мизогинии (женоненавистничество), которая развилась у него после того, как в 1968 году ему отказала избранница. Он хотел лишиться невинности с возлюбленной после выпускного вечера. Отвергнув ухаживания будущего маньяка, она стала встречаться с другим молодым человеком.
Алмазяна отправили в воинскую часть № 61436 в Ворошиловграде, где он стал смотрящим за свинарником. У молодого человека была возможность ходить в самоволку.
«Алмазян действовал крайне осторожно, обеспечивая себе алиби на время совершения преступления. В дни нападений он заступал в дежурство по столовой и, пользуясь отсутствием должного контроля со стороны дежурного по части, выходил в вечернее время в город, переодевшись в гражданскую одежду. Переодевался он на своем рабочем месте, в свинарнике воинской части, к которому был прикомандирован на время службы. Именно в свинарнике сотрудникам уголовного розыска удалось обнаружить склад „трофеев“ преступника (шесть непарных сережек, часы, две пудреницы). Особенно важным было то, что среди этих „трофеев“ оказались вещи убитых женщин — часы и пудреница. Эти находки, помимо надетой задом наперед кофточки, накрепко связали Алмазяна с убийствами», — пишет Ракитин в книге «Социализм не порождает преступности».
Только после задержания Алмазяна выяснилось, что он причастен к серии изнасилований, произошедших в 1969 году в Ростове-на-Дону. Как отмечает Ракитин, в действиях правоохранительных органов с одной стороны наблюдалась «лихорадочная активность», а с другой — «возмутительные „проколы“ и дефекты работы». До поимки маньяка никто не связывал «ворошиловградский сериал» с ростовскими преступлениями. При этом их почерк совпадал до таких мельчайших деталей, как слова о проигранных в карты потерпевших и связывание рук поясом платья или шнурком кед.
После задержания Алмазян признался в преступлениях. По версии следствия, ему вменяли три убийства и 12 эпизодов сексуального насилия.
Трибунал Киевского военного округа приговорил Алмазяна к смертной казни. Маньяк просил о помиловании, но Верховный суд СССР оставил вердикт без изменения. Алмазяна расстреляли в 1973 году.
Читайте также:
Вот у кого учился Чикатило: маньяк душил жертв в детсаду и больнице
Филипп Кровавый из Сумерек: как маньяк охотился за покупателями на рынке
Кормил свиней людьми и молился: история самого жуткого маньяка России
Готовит побег или мечтает о свидании: битцевский маньяк рвется в Москву
Насиловал, душил, убивал: как подземный электрик 4 месяца кошмарил Кузбасс