В Государственной думе предложили информировать водителей о превышении скорости с помощью специального сигнала красного цвета. Эта норма содержится в новом законопроекте, который рассмотрит нижняя палата. В правительстве РФ уже дали отзыв на документ. Автор инициативы глава комитета Думы по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) рассказал в интервью NEWS.ru, в чем суть его идеи и стоит ли запретить светящуюся рекламу вдоль проезжей части.
— Ярослав Евгеньевич, в законопроекте отмечается, что комплексы фотовидеофиксации нарушений будут использовать сигналы красного цвета. Эта мера вынудит водителей соблюдать скоростной режим?
— Эта инициатива не просто так придумана. Подобная мера эффективно работает, и соответствующий опыт уже имеется в ряде государств, например в соседней Белоруссии. Мы можем частично наблюдать такую практику в России. Автомобилисты наверняка замечали, что если они превысят установленную скорость во время движения по платной магистрали, то сразу появится соответствующее сообщение на информационном табло. Их обычно устанавливают над полосами движения.
— В отзыве правительства на законопроект отмечается, что реализация предложенных мер может повлечь угрозу безопасности дорожного движения, поскольку подача сигнала красного цвета будет отвлекать внимание водителя от управления. Вы не согласны с такой позицией?
— Нет. Сегодня мы можем видеть вдоль магистралей огромное количество светящейся рекламы, разных табло и билбордов. Такая реклама во многом вредна и опасна, поскольку она может негативно влиять на безопасность дорожного движения. Водителю крайне важно получить сообщение о том, что он нарушает правила дорожного движения. Фактически это подсознательный сигнал вести себя дисциплинированно, не нарушать, задуматься о том, как ты едешь.
В конце концов, следует успокоиться и остановиться. Сегодня не все ездят по навигатору, поэтому водители могут ненамеренно превысить скорость, если пропустят очередной знак и не заметят соответствующую разметку. Подчас правила без злого умысла нарушают законопослушные водители.
Отдельная проблема — временные знаки, которые устанавливаются, например, в период проведения дорожных работ. Водители не знают об этом, а система их мгновенно информирует.
— Штраф все равно придет?
— В нашей стране давно действуют так называемые скидки на штраф. Однако далеко не все об этом знают или не успевают ими воспользоваться в отведенные законодательством сроки. В идеале нужно предоставить автомобилистам доступ к базе, чтобы понять, есть ли зафиксированные камерами правонарушения. Сейчас камеры фиксируют проезд по платной дороге, и водителей информируют о наличии задолженности. Затем выносится решение о привлечении к ответственности за неоплаченный долг.
На мой взгляд, у автолюбителя должна быть возможность легко проверить, нет ли зафиксированных правонарушений. Если они есть, значит, он должен отследить и оплатить штраф до того, как должностное лицо вынесет решение о привлечении к административной ответственности. Сейчас порой можно ждать штрафа и не дождаться. Многие не успевают заплатить его со скидкой и узнают о совершенном правонарушении от судебных приставов. Время упущено, и штраф автоматически увеличивается в два раза.
Водитель, как правило, узнает о штрафе за превышение скорости, зафиксированном комплексом фотофиксации, только через 18 дней после нарушения.
— Вы говорите о светящейся рекламе, которая наводнила автомобильные магистрали. Нужно ли ввести ограничения на законодательном уровне?
— Всю рекламную продукцию вдоль проезжей части, возможно, не стоит запрещать. Однако многие билборды, установленные рядом с магистралями, сильно отвлекают, мешают и даже ослепляют. Могу это подтвердить на личном опыте, особенно если речь идет о дальней дороге. В темное время суток яркий свет от рекламных щитов сильно раздражает глаза. Поэтому определенные решения, возможно, востребованы.
5 ноября стало известно, что Нилов внесет в Госдуму законопроект, предусматривающий информирование водителя о нарушении красным сигналом сразу после его фиксации.
«Такой сигнал психологически может заставить водителя почувствовать себя нарушителем сразу же в момент превышения скорости, а не через несколько дней, и быть более внимательным при дальнейшем движении», — говорится в пояснительной записке к документу.
Автомобильный эксперт Иван Зенкевич положительно оценил инициативу. В разговоре с NEWS.ru он подчеркнул, что увеличение количества камер способствовало сокращению подобных нарушений.
«Камеры уже помогают бороться с превышением скорости, потому что штраф немаленький, особенно за повторное нарушение. Это хорошо работает, многие граждане ощутили это на себе и стали ездить значительно медленнее. Предупреждающий красный сигнал уже есть на парковках в торговых центрах. Когда водитель едет со скоростью не 5 километров в час, а 15, то он моргает, чтобы человек сбросил скорость. Думаю, что новый законопроект будет работать», — пояснил Зенкевич.
По словам автоэксперта, те, кто не соблюдал правила дорожного движения из-за высокого уровня доходов, продолжат нарушать. Таким водителям «наплевать» на штрафы и сигналы, добавил он.
«Новый закон повлияет на массы, будет осаживать, по крайней мере. Но останется много тех, кто продолжит превышать скорость», — заключил Зенкевич.
Ранее Министерство просвещения России предложило ввести возможность онлайн-обучения для будущих водителей. Ведомство начнет разрабатывать программу с 1 сентября 2025 года. В пояснительной записке к документу говорится о том, что дистанционная форма тренинга потребовалась для повышения качества обучения. Такие тренинги разрешат проводить, если в ходе подготовки водителей будут использоваться государственные информационные системы. Они будут работать через авторизацию на сайте госуслуг.
Читайте также:
Составлен список звезд, которых лишали прав за пьяную езду и нарушения ПДД
В России призвали лишать водительских прав за нарушения ПДД на самокате
В России изменили требования к камерам фиксации нарушений ПДД
Mash: известный автоблогер нарушил ПДД более 300 раз после возвращения прав