Митинги против «мусорной реформы» в России никак не идут на спад. В очередной раз с акциями протеста выступили жители восточной части страны. В нескольких уральских городах жители публично выразили своё недовольство увеличившимися тарифами на вывоз бытовых отходов и потребовали снизить цены, пообещав в противном случае объявить бойкот и вообще не оплачивать присланные счета.
Месяц назад акции, вызванные мусорной реформой, прокатились по всей России — после того, как в январе 2019 года президент Владимир Путин подписал указ о создании единого по стране мусорного оператора. В субъектах страны с той же целью были назначены собственные региональные операторы.
По мнению протестующих, переработка мусора заявлена только на бумаге, на деле — ничего не изменится, и отходы свозят, как и раньше, на уже существующие свалки и полигоны. Таким образом, от нововведений выиграют только новоявленные единые операторы — мусорные монополисты, которые станут получать завышенные гонорары, повысив цены на свои услуги.
На антимусорные протесты отреагировали активисты Народного фронта (ОНФ). Члены общественной организации изучили проблемы, которые возникли при претворении реформы в жизнь, и направили доклад лично президенту. Общественности документ будет представлен на пресс-конференции в понедельник, 4 марта. Но уже сейчас известно основное содержание этого труда.
Народный фронт постарался выяснить, правда ли мусор не перерабатывается, а оседает на старых свалках. Оказалось, что в ряде случаев, действительно, его просто сваливают в кучу на полигоне, говорится в сообщении на сайте ОНФ.
Также общественники исследовали высокие тарифы на вывоз мусора и проверили, действительно ли региональными операторами становились «монополисты». И сделали неутешительный вывод, что в некоторых регионах с граждан взимали двойную плату. Что касается конкурсов по выбору операторов, они, по данным ОНФ, были недостаточно конкурентными — более, чем в половине конкурсов фактически был один участник торгов, который и выиграл эти аукционы. В некоторых субъектах РФ их представляли «мутные конторы», в штате у которых числится один или несколько сотрудников.
Проблемы обозначены, но как их решить? Участники российских акций протеста высказали в комментариях News.ru свою точку зрения по данному вопросу.
«Мы не против мусорной реформы. Мы против её реализации, которую видим в реальности», — подчеркнул координатор общественного движения «Россия не помойка» Дмитрий Секушин. Он является участником протеста против строительства в Архангельской области мусорного полигона «Шиес», куда планируют свозить по 500 тыс. тонн мусора из Москвы ежегодно.
По словам Секушина, в законе прописаны очень правильные вещи. Но на деле, вовсе не наблюдается стремления властей сократить количество полигонов, мусоросжигательных заводов, и действительно изменить ситуацию к лучшему.
По его словам, нужно идти по пути не складирования, а переработки мусора. Кроме того, необходимо, чтобы на федеральном уровне был принят закон о запрете транспортировки мусора из одного региона в другой. Где отходы появляются — там они и должны перерабатываться, считает экологический активист.
«Никакой реформы на самом деле и нет. Законодательно, с 1 января Россия не перешла на раздельный сбор и переработку мусора. Поэтому для обывателя, по факту, ничего не изменилось — кроме суммы в квитанциях», — говорит руководитель РОО «Гражданский форум местного самоуправления», депутат городского округа Чехов Николай Дижур.
Сам Дижур также относит себя к «жертвам» реформы: если до нововведений он платил в месяц 93 рубля, то теперь за тот же объём отходов вынужден отдавать более полутора тыс. рублей.
Огромные тарифы для граждан за вывоз отходов выглядят неоправданно, если учесть, что мусор — это ресурс, который после переработки можно продавать заинтересованным лицам. Не случайно в интернете или в газетах можно найти объявления компаний, которые готовы скупать в офисных центрах, например, макулатуру. То есть, не просто бесплатно осуществлять вывоз, но даже приплачивать, чтобы получить чужую ненужную бумагу.
Точно так же, считает Дмитрий Секушин, должна работать и мусорная система России. Не один, а несколько региональных операторов, которые будут конкурировать между собой за право забирать отходы. Это значительно понизит тарифы, даже если не сделает вывоз мусора бесплатным для граждан.
Но, конечно, для появления такой системы нужна серьёзная подготовка. Во-первых, внедрение раздельного сбора мусора. Во-вторых, появление большого количества мусороперерабатывающих предприятий.
«Большинство людей готово поддержать раздельный сбор, но без помощи государства нам не обойтись — мы не можем сами устанавливать контейнеры, заниматься просвещением россиян. Это должна быть общая государственная программа», — констатирует координатор общественного движения «Россия не помойка».
В-третьих, требуется законодательно закреплённая отмена единого оператора, что вызовет появление здоровой конкуренции. По мнению Николая Дижура, на свободные торги необходимо допустить и иностранные компании, которые уже имеют определённый опыт в мусорном бизнесе и могут способствовать понижению тарифов. Сейчас, считает Дижур, на российском рынке нет компаний, которые имели бы авторитет.
В ОНФ пообещали обратиться в Федеральную антимонопольную службу, чтобы там ещё раз оценили выбор региональных мусорных операторов. Однако шансы на то, что в результате идея единственного «оператора-монополиста» подвергнется пересмотру, малы. Зато, возможно, будут назначены новые конкурсы, чтобы процедура выбора была более справедливой.
«Я буду голосовать за это», — сказал в комментарии News.ru депутат Государственной думы, член экологического комитета Николай Валуев.
Он подчеркнул, что тарифы на вывоз мусора по многим регионам взяты «с потолка», и цены в квитанциях могли вырасти в пять и более раз. Разумеется, их надо пересчитывать, отметил депутат.
«Мусорная реформа» была проведена на фоне массовых протестов против воняющих свалок в различных городах страны. Особенно яркими стали акции в подмосковных городах: в Волоколамске, в Коломне, в Клину и Дмитрове. Десятки огромных помоек, в том числе известный Кучинский полигон в Балашихе, были закрыты.
Ранее эксперт проекта «Ноль отходов» Greenpeace Алексей Киселёв в беседе с News.ru порекомендовал не спешить с выводами о том, что власти России взяли курс на переход от свалок и полигонов к переработке отходов жизнедеятельности человека.
По словам Киселёва, нынешнее законодательство в области обращения с бытовыми отходами в России весьма прогрессивно, однако в территориальных схемах речь идёт не о переработке, а о складировании мусора. И строительство полигона «Шиес» в Архангельской области — подтверждение тому, что российские власти пока ещё не настроились на экологичную схему утилизации отходов.
Отметим, что в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе «мусорную реформу» перенесли. Это произошло после того, как работа региональных операторов по сбору и утилизации ТБО в Бурятии и Чувашии была сорвана.
Особенно интересным оказался кейс в последнем регионе. Квитанции за вывоз мусора с огромными суммами пришли не только горожанам, но и жителям сёл, где даже не было специальных контейнеров. Там мусор не вывозился десятилетиями (его отправляли либо в компостную кучу, либо в печь, и услуга вывоза была не нужна). Полученные квитанции вызвали недоумение жителей, и местные власти пообещали разобраться в ситуации.
Контейнеры для вывоза мусора в деревнях после этого появились, и отходы добросовестно вывозятся. Было возбуждено уголовное дело с ущербом в 200 млн рублей (об этом заявил глава МВД России Владимир Колокольцев на расширенном заседании коллегии с участием президента Владимира Путина).
Однако часть вопросов так и осталась нерешённой. Перерасчёт за те месяцы, когда мусор не вывозился, не провели. Кроме того, обещанное понижение тарифов для сельских жителей коснулось не всех — например, райцентры не были отнесены к сельской местности, и их обитатели вынуждены платить по полной. И это несмотря на то, что весь мусор за неделю может состоять из пары пластиковых бутылок и тюбика от зубной пасты, пожаловались News.ru местные жители.
Справедливо ли заставлять регионального оператора регулярно гонять машину по деревням, чтобы собрать эти крохи? Справедливо ли, что россияне оплачивают эту неэффективную работу? Вопрос открытый.