Наступила осень, и снова вся Москва встала в пробках. А как иначе? Всем надо добираться на работу, а вот путь от дома до метро короткий далеко не у всех. Однако, выход всё-таки есть. Правда, он подойдёт только на осеннее время. Но ведь зима ещё не так близко. А это значит, надо скорее бежать покупать самокат! Удобнейшее средство, чтобы ускорить путь от дома до метро и обратно, не дать себя раздавить в автобусе, стоящем в пробке, а ещё — с пользой провести выходные на свежем воздухе, катаясь в красивом осеннем парке.
История самоката начинается в далёком 1761 году, когда немецкому каретному мастеру Микаэлу Касслеру пришло в голову сделать деревянную площадку на двух колёсах. Правда... без руля. Добавить к самокату эту важную часть догадались только в 1817 году. Додумался до этого изобретатель Карл фон Дрез — он сделал первое колесо подвижным, прикрепив к нему руль. Первый самокат был деревянным, а в честь своего изобретателя получил название «дрезина». Так их и называли несколько веков во Франции, Германии, Великобритании и США, где они приобрели огромную популярность.
Интересно, что параллельно самокат был изобретён и в России. Придумал его мастер Ефим Артамонов с нижнетагильского завода. На этот раз — уже из железа. Замечательно, что в судьбе мастера его изобретение сыграло фантастическую роль. Как раз в это время умер царь Павел I и была назначена коронация Александра I, на которую изобретатель был послан вместе со своей диковинкой. На самокате Артамонов и доехал с Урала в Петербург, благодаря чему получил восхищение царя, 25 рублей золотом и, главное, вольную.
Ну а массовое производство самокатов началось уже в 20-х годах XX века в Америке. Тогда же они стали и любимой игрушкой детей, что продолжается до сих пор.
Сегодня, конечно, мы уже вряд ли задумываемся о том, как это было. Самокаты стали настолько привычны в нашей жизни, что их давно уже никто не воспринимает как диковинку. Но вот в категорию «необходимая вещь для взрослых» они перешли не так давно. Этому, конечно, способствовала урбанизация, благодаря которой люди начали использовать самокат не только как развлечение, но и как альтернативное средство передвижения. Однако, при всём разнообразии самокаты всё же можно разделить на четыре вида.
Городские. Этот вид самокатов, собственно, самый универсальный и более всего предназначен для поездок по городу. Характеризуют его компактность, механизм складывания и достаточно большие колёса, на которых удобно ездить по разным видам дорог — и по брусчатке, и по тротуарной плитке, и по потрескавшемуся асфальту. Поэтому колёса эти часто надувные.
Внедорожные. Этот вид, наверное, даже больше подходит для жителей российской глубинки, т.к. рассчитан на передвижение по лёгкому бездорожью. Характеризуются такие самокаты, как правило, большим размером, большими — вплоть до размера велосипедных — колёсами с камерой и наличием двух тормозов — заднего и переднего.
Спортивные. Этот вид самокатов рассчитан на экстрим и трюки. Поэтому имеет маленькие колёса с хорошим покрытием, цельную раму без механизма складывания. Кроме того, эти самокаты довольно лёгкие и прочные.
Электрические. Самый новый, передовой вид самокатов, по характеристикам максимально приблизившийся к мопедам. На таком самокате не придётся отталкиваться ногой — в движение самокат приводит электродвигатель. А ещё он развивает скорость до 30 км в час.
Материал. Идеальным материалом для рамы самоката специалисты называют магниевый сплав. Это самый прочный и довольно лёгкий материал. Единственный недостаток самоката из такого металла — его цена. Также хорошим материалом для самоката считается сталь, правда, такой самокат будет значительно тяжелей. Зато и дешевле. Если вы рассматриваете бюджетную модель, специалисты рекомендуют самокат из алюминия или его сплавов. Таких самокатов, кстати, на рынке сейчас больше всего.
Колёса. Чем больше диаметр колёс самоката, тем проще будет на нём передвигаться по городу. Городские модели специалисты рекомендуют выбирать с колёсами диаметром до 120 мм. Также при покупке стоит обратить внимание на жёсткость колёс. Её маркировка производится числом с буквой А: чем выше число, тем больше жёсткость. Выбирая степень жёсткости, следует учесть тот факт, что новичкам больше подойдут колёса мягкие — они обеспечивают комфорт, хорошую амортизацию и манёвренность при катании. А вот профессионалам лучше выбрать колёса жёсткие — они дают самокату лучшую скорость.
Тормоза и подшипники. Тормоза на самокатах бывают ручными или ножными. Встречаются и сочетания. Специалисты считают ножные более эффективными и удобными. Работа их осуществляется через нажатие на специальную накладку на заднем щитке. Что же касается подшипников, тут есть небольшой секрет. Они подразделяются по классам. Разумеется, чем выше класс подшипника, тем точнее он изготовлен, а значит, тем выше качество самоката. Всего классов пять. И чем чаще вы пользуетесь самокатом, тем выше класс подшипника рекомендуется подбирать при покупке.
Факт, о котором обычно врачи предупреждают родителей. У детей, которые любят кататься на самокате, часто со временем по-разному формируются мышцы ног. Причина этого — привычка кататься на самокате, не меняя позиции ног. Из-за этого на той ноге, которая является толчковой, лучше формируются икроножные мышцы, а на той, которая постоянно стоит на деке, мышцы бедра. Этой проблемы можно избежать, если не забывать менять положение на самокате, делая толчковой то правую, то левую ногу.