Министр Донской: Ситуация по Волоколамску тяжёлая

Общество 31 марта, 2018 / 14:40

Жителям Волоколамска из-за сложной ситуации на мусорном полигоне «Ядрово» раздают средства индивидуальной защиты: маски, респираторы. При этом в МЧС уверяют, что превышения допустимой концентрации вредных веществ не наблюдается.

В администрации Волоколамского муниципального района предупреждают: идёт монтаж системы дегазации и его готовят к рекультивации.

Ситуация с волоколамским полигоном стала вторым за последнее время скандальным происшествием, связанным с мусорными свалками в Подмосковье. В июне прошлого года после многочисленных жалоб жителей Балашихи и даже Москвы был закрыт полигон «Кучино».

Как заявил глава Минприроды Сергей Донской, ситуация в Волоколамске действительно тяжёлая.

«В любом случае решение есть. Власти Москвы и Подмосковья сейчас активно участвуют в разрешении этого вопроса», — заверил он.

При этом глава ведомства заметил, что закрыть все полигоны невозможно, особенно единовременно.

Между тем, подобных полигонов по стране тысячи, и без принятия кардинальных мер в масштабах страны эту проблему не решить.

Генеральная уборка?

Фото: Global Look Press/Kremlin PoolГлава Минприроды Сергей Донской

Глава Минприроды Сергей Донской напомнил, что в числе задач, поставленных президентом России, — очистка страны от накопившегося мусора. К 2024 году необходимо ликвидировать в городах несанкционированные свалки, которых на сегодняшний день уже более 180. После чего работа должна быть продолжена на территории всей страны. Выполнять эту работу Минприроды намерено совместно с региональными властями.

«В этом году нами определены пилотные объекты для ликвидации и рекультивации в 12 субъектах РФ с суммарным накоплением отходов более 35 тысяч тонн. В 2018 году на всей территории страны будет введена государственная информационная система оперативного выявления свалок, которая сейчас работает в пилотных регионах», — пообещал министр. Таких пилотных регионов сейчас семь.

Как пояснил министр, в основе механизма работы информсистемы — люди, которые сообщают о мусорных свалках. Однако система позволяет не только собирать информацию, но и доставлять её до конкретных интересантов.

Кнут и пряник

Фото: АГН «Москва»/Сергей Ведяшкин

Для наказания организаторов незаконных свалок, по его словам, подготовлен соответствующий законопроект, который, как надеются в Минприроды, будет принят в этом году.

Как заявила заместитель председателя Государственной Думы Ольга Тимофеева, в нижней палате ждут от Минприроды подзаконные акты, чтобы понимать, как разговаривать с людьми.

«На примере той же самой мусорной реформы могу сказать, что мы можем написать любые законы, в частности, о раздельном сборе мусора, можем установить любые штрафы, но по факту нам нужно сильно менять сознание в экологическом плане», — полагает она.

При этом она обратила внимание, что тема мусорных свалок, которую поднял ОНФ (Общероссийский народный фронт), нашла горячий отклик у огромного количества людей: тысячи людей вышли на субботники.

Вместе с тем Сергей Донской полагает, что надо не только наказывать, но и стимулировать. Для этого введен поэтапный запрет на захоронение тех отходов, которые могут быть вовлечены во вторичный оборот. Для создания необходимой перерабатывающей инфраструктуры в этом году планируется выделить субъектам РФ субсидии в размере 1 млрд рублей.

«В дальнейшем ежегодно объём субсидий должен быть увеличен не менее чем в два раза», — добавил он.

К 2024 году планируется создание 154 современных предприятий по переработке и утилизации отходов: это, в первую очередь, сортировочные, а затем — мусороперерабатывающие объекты.

В частности, в этом году в Подмосковье планируется строительство четырёх заводов по термической переработке мусора, ещё один завод построят в Татарстане.

«Но это в любом случае должно сопровождаться развитием сортировки мусора, чтобы вся цепочка была экологична и не имела негативного эффекта на окружающую среду», — заявил чиновник.

Провал мусорной реформы

Фото: АГН «Москва»/Сергей Ведяшкин

Председатель комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов оценивает ситуацию довольно критически.

Как он заявил корреспонденту News.ru, большинство необходимых с точки зрения законодательства мер приняты, и дело лишь в их соблюдении,

«Я считаю, что мусорная реформа Минприроды, в принципе, в целом провалена. Непринят важнейший закон об экологической информации. Поручение президента РФ не исполнено. В отчёте Минприроды мы не услышали ни слова», — констатировал он.

Эта информация должна быть доступна, иначе, беспокоится депутат, люди не понимают, какова опасность свалок для их здоровья, есть ли угроза для детей.

Кроме того он отметил, что не определены порядки согласования с гражданами территориальных схем размещения отходов. Они регулируются подзаконным актом Минприроды, но его так до сих пор и нет.

«Если бы расположения полигонов согласовывали с гражданами, не было бы никаких протестов. Граждане бы говорили, что им не нужен полигон, а нужен мусороперерабатывающий или мусоросжигательный завод. Или наоборот: не нужен мусоросжигательный завод, пусть будет полигон, но в другом регионе, и за это граждане готовы платить по более высоким тарифам», — пояснил Владимир Бурматов.

Он заметил, что 247 статья Уголовного кодекса РФ («Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов») позволяет привлекать к уголовной ответственности тех, кто допустил действия, приведшие к проблемам со здоровьем граждан. Однако, возмущён он, эта статья не применяется. По его данным, лишь пять дел в год с обвинительными заключениями доходят до суда.

Посетовал он и на то, что Минприроды отказывается обсуждать «донастройку» этой статьи.

Все это, по мнению главы комитета Госдумы, и приводит к той ситуации, которая сложилась сейчас не только в Волоколамске, но и в других регионах.

Пока чиновники и народные избранники выясняют «кто виноват» и «что делать», протестующих против мусорных свалок прибавляется. И вот уже жители Дмитровского района Подмосковья перекрывают дорогу к полигону «Невейно», требуя прекратить туда завоз мусора.