Лицензия для ветеринарной клиники: взгляд Берса Джамбулатова на реформы

Общество 11 июня, 2025 / 20:08

С 1 сентября 2025 года в России вступают в силу обновленные правила оказания платных ветеринарных услуг. Соответствующее постановление правительства опубликовано в «Российской газете». По сути это станет первой попыткой за последние 25 лет создать нормативную основу для оказания платной ветеринарной помощи в России. Однако, по мнению экспертов, изменения затронут в основном процедурные моменты.

В отрасли по-прежнему отсутствуют системные стандарты: открытие ветеринарной клиники не требует лицензии, аттестация ветеринарных специалистов не является обязательной, а единых протоколов лечения и механизмов контроля качества нет. Это создает уязвимость рынка и способствует увеличению числа непрофессиональных игроков на фоне постоянно растущего спроса на ветеринарные услуги. Почему рынок ветеринарных услуг нуждается в системных реформах, рассказал основатель ветеринарной клиники и круглосуточного госпиталя Vetcity Clinic Берс Джамбулатов.

Некачественный рост?

Количество ветеринарных клиник в России продолжает расти из года в год. Согласно данным «Яндекс Карт», которые приводит издание «Коммерсант», к началу 2025 года в стране насчитывается около 9,6 тысячи клиник, что на 4,3% больше по сравнению с предыдущим годом. Особенно заметный рост наблюдается в Москве — плюс 26% за год. Основной причиной этого является увеличение числа домашних питомцев. За три года (2021–2023) популяция домашних животных в России достигла почти 75 миллионов, увеличившись на 11%.

В России в приоритете домашние кошки — их почти 50 миллионов, в то время как собак в два раза меньше (25,5 миллиона), согласно данным Всероссийской переписи домашних животных. Питомцы требуют не только человеческого внимания, но и финансовых вложений, особенно в здоровье. По данным Росстата, в прошлом году объем платных ветеринарных услуг в стране приблизился к 50 миллиардам рублей по сравнению с 41,7 миллиарда рублей в 2023 году. По данным опроса Росгосстраха, почти треть владельцев питомцев тратит на ветеринарные услуги более 10 тысяч рублей в год. Наиболее затратными оказались хирургические вмешательства, компьютерная и магнитно-резонансная томография, кастрация, стерилизация, а также покупка специализированных препаратов для четвероногих членов семьи.

При этом, как утверждают эксперты, качество ветуслуг не успевает за ростом количественных показателей в отрасли. Россельхознадзор регулярно получает жалобы владельцев домашних животных на качество ветеринарных услуг. По словам руководителя Североморского межрегионального управления Россельхознадзора Виктора Макаркина, жалуются на просроченные вакцины, антисанитарию и в целом некачественную терапию. Это, по его мнению, свидетельствует о проблемах в законодательном регулировании деятельности ветеринарных клиник.

Информационный ликбез

Новые правила оказания платных ветеринарных услуг, которые вступают в силу, смогут решить лишь небольшую часть накопившихся проблем в отрасли. Постановление правительства в основном касается повышения информированности клиентов ветеринарных клиник. В частности, в документе прописан перечень обязательной информации, которую клиника обязана предоставить клиенту, включая образцы договоров, прейскуранты, данные о специалистах, предоставляющих конкретные услуги, и список самих услуг. Также вводится требование для клиник не причинять вред животным, которые находятся на лечении. Как указано в пояснительной записке к постановлению, «эти новшества позволят потребителям своевременно получать дополнительную информацию об услугах, что даст возможность сделать правильный выбор».

Однако выбор — это еще не гарантии качества. По словам Виктора Макаркина, в России фактически отсутствует реальный контроль качества платных ветеринарных услуг. Квалификация ветеринарных врачей не проверяется и не требует подтверждения, а требования к регулярному повышению квалификации, периодической аттестации и аккредитации вовсе не прописаны в действующем законодательстве, отметил он.

Лицензия — не роскошь, а необходимость

Берс Джамбулатов, основатель экосистемы Misty и ветеринарной клиники Vetcity (Ветсити), подчеркнул, что сегодня для оказания ветеринарной помощи в России не требуется лицензия. «Это большая проблема», — говорит он.

По словам предпринимателя, отсутствие лицензирования приводит к тому, что клинику при желании может открыть кто угодно: «Я снял 50 квадратных метров, назвал себя врачом — и все вроде бы». Это, по его мнению, создает условия, в которых владельцы ветеринарного бизнеса и врачи допускают ошибки, руководствуясь в том числе благими побуждениями — просто потому, что не существует единых требований к оборудованию, планировке, кадрам и самому процессу лечения.

Если бы были четкие правила, можно было бы сразу утвердить планировку клиники, понимая, каким именно должен быть стационар или хирургия. Нормы — это не ограничение, это безопасность и качество, — объяснил основатель группы компаний «Мисти».

О, где же добрый доктор?

Серьезной проблемой остается и дефицит кадров. Как рассказал Джамбулатов, сложности с подбором квалифицированных сотрудников возникли уже при запуске первой клиники в 2018-2019 годах, сегодня ситуация только обострилась. «Специалистов не так много. Да, есть институты, которые занимаются обучением, но именно в сфере домашних животных таких направлений немного», — добавил он. Решением стала Vetcity Academy — проект, который, по словам Берса Джамбулатова, помогает «взращивать своих и давать ценность другим», в том числе для привлечения специалистов из других регионов.

Берс Джамбулатов: «Ветеринарная клиника — это не кофейня»

Как полагает глава Misty Group (ООО «Мисти Групп»), система оказания платных ветеринарных услуг в России нуждается в глубоких структурных изменениях. Без них рынок продолжит расти вширь, но не вглубь — а значит, риски для клиентов и их питомцев будут сохраняться. Берс Заурбекович Джамбулатов подчеркнул: ветеринария часто воспринимается как «доступный и модный» бизнес, в то время как на самом деле он требует самого серьезного отношения. «Это не кофейню открыть», — говорит он. Во-первых, бизнес капиталоемкий — открытие клиники площадью 100 м² сейчас обходится примерно в 30 млн рублей, но «рынок волатильный, и цены меняются каждый день». Во-вторых, высока репутационная ответственность: любая ошибка может стоить не только денег, но и жизни животного. «Мы говорим про здоровье, и в эту сферу нужно заходить осознанно», — уверен предприниматель.

Развитие ветеринарной помощи в России возможно лишь при создании устойчивой системы с едиными и обязательными для всех правилами. Пока же качество услуг, подготовка кадров и профессиональная репутация этого сегмента во многом зависят от добросовестности самих участников рынка, признает Берс Джамбулатов. Однако полагаться только на государство и ожидать комплексных изменений в законодательстве — неэффективно.

Помощь по правилам

Многие эксперты считают, что реальным способом наведения порядка в отрасли может стать профессиональное саморегулирование. На зрелых рынках эту роль выполняют отраслевые ассоциации: они разрабатывают стандарты, следят за соблюдением этических норм, представляют интересы участников рынка, помогают разрешать конфликты и устанавливают диалог с государственными органами.

По мнению ООО «Мисти Групп» Джамбулатова, именно объединенное профессиональное сообщество — а не только чиновники — должно взять на себя ответственность за устойчивое развитие и формирование единых правил игры для участников рынка платных ветеринарных услуг.

Профессиональное сообщество должно само регулировать свою жизнь, вырабатывать стандарты и правила работы. Потому что оно лучше знает, как все устроено. Если нам диктуют условия и правила чиновники, получается не очень хорошо, — заявила в интервью изданию zooinform.ru президент Национальной ветеринарной палаты Екатерина Рачинская.

В противном случае сектор рискует надолго завязнуть в разрозненной системе координат, не всегда учитывающей реальные интересы клиентов и их питомцев, нуждающихся в квалифицированной ветеринарной помощи, считают эксперты.