Китайские автомобили становятся все более интересными для угонщиков. Об этом свидетельствует актуальная статистика. В зоне особого внимания — Geely, Chery, Haval, их все чаще и чаще крадут у законных владельцев. Почему машины из Поднебесной стали активно фигурировать в криминальных сводках — в материале NEWS.ru.
В России в целом чаще начали угонять автомобили — такие данные приводит Страховой дом ВСК. Согласно информации компании, за первые три месяца 2025 года число угонов выросло на 70% в сравнении с аналогичным периодом. По оценкам страховщиков, чаще всего объектами преступлений становились грузовики — их похищали в 54% случаев. Из легковых автомобилей наиболее востребованными у злоумышленников оказались китайские марки Chery и Haval.
Согласно данным «АльфаСтрахования», в России число заявляемых по КАСКО угонов в первом квартале 2025 года выросло в 1,6 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В топ входят и китайские автобренды.
«Среди китайских машин, которые фигурируют в числе заявляемых по КАСКО, автомобили Great Wall, Geely и Chery», — сообщил директор департамента страховых выплат компании Александр Харагезов. По его словам, налицо повышенный интерес угонщиков к брендам из Поднебесной.
После ухода из России ряда западных брендов и сокращения поставок корейских моделей китайские автомобили стали одними из самых доступных и массово продаваемых на российском рынке, пояснил в разговоре с NEWS.ru автомобильный маркетолог, основатель компании «OFFЛАЙН» Никита Сенников.
«За последние два года они существенно расширили свою долю в автопарке, особенно в сегменте бюджетных моделей и коммерческого транспорта. С увеличением количества таких машин на дорогах логично вырос и интерес к ним со стороны преступных группировок», — рассказал эксперт.
Кроме того, по его словам, большинство китайских автомобилей, особенно средней и низкой ценовой категории, оснащены достаточно примитивной штатной защитой.
«Некоторые модели легко вскрываются при помощи простых ретрансляторов сигнала или устройств для программирования ключей, которые можно свободно купить онлайн. Это делает угон технически несложным и малозатратным для преступников. Более того, с ростом спроса на запчасти из-за сложностей с логистикой и официальными поставками выросла и ценность самих машин, их начали массово угонять на разбор, чтобы перепродавать детали», — отметил собеседник NEWS.ru.
Он подтвердил, что китайские авто становятся приоритетной целью для угона, особенно если это массовые модели, технически уязвимые и востребованные на вторичном рынке: «Если не изменится подход к защите автомобилей, не появятся стандарты противоугонной сертификации, а также не наладятся легальные поставки запчастей, тенденция может только усилиться».
Руководитель одного из центров техобслуживания, автоэксперт Михаил Пальмов подтвердил NEWS.ru, что в ближайшее время количество угонов китайских автомобилей продолжит увеличиваться. Он связал это, в частности, с тем, что модели из КНР в большом количестве используются таксопарками и операторами каршеринга.
«Китайские машины все больше поглощают российский рынок, автомобили регулярно попадают в ДТП, также случаются технические поломки, появляется потребность в запчастях», — объяснил Пальмов.
Эксперт считает, что частота угонов будет расти как в случае с популярными массовыми машинами (например, Haval Jolion, Chery Tiggo), так и с премиальными китайскими электрокарами (Li Auto, Zeekr) — они поставляются в Россию по системе параллельного импорта при отсутствии представительств, как правило, на них нет каталогов и поставщиков запасных частей.
«Можно прогнозировать, что недостаток запчастей будет возникать по мере увеличения числа китайских машин, комплектующих просто-напросто на всех не хватит», — отметил Пальмов.
Источник NEWS.ru в одной из крупных страховых компаний сообщил, что в первую очередь воруют автомобили тех китайских марок, у которых существуют проблемы с доставкой запчастей в Россию.
«Не секрет, что многие китайские машины завезли по параллельному импорту. Следовательно, их обслуживание происходит обычно не у официальных дилеров, а у частных лиц. Причем порой те или иные запчасти приходится ожидать по несколько месяцев. Это автоматически рождает повышенный спрос на детали», — объяснил собеседник NEWS.ru.
Как выяснил корреспондент NEWS.ru, на сайтах объявлений можно за относительно невысокую стоимость найти разные запчасти на китайские авто: предлагается, например, передний бампер от Haval всего за 5000 рублей, головка блока цилиндров — за 25–30 тысяч. Эксперт Михаил Пальмов подтверждает: сегодня при желании таким образом можно практически полностью собрать китайский автомобиль.
В страховых компаниях указывают на новый тренд у злоумышленников в 2025 году — угон грузового и спецтранспорта. По статистике «ВСК», на большегрузы приходится более половины всех автокраж, совершенных в нынешнем году. Лидерами антирейтинга стали машины Shacman.
В компании «Согласие» ранее указывали: в 2024 году число грузовых угонов по сравнению с 2023-м выросло в четыре раза. Среди лидеров — все тот же Shacman.
Автоэксперт Сенников подтвердил NEWS.ru, что особенно уязвимым действительно оказался сегмент китайских грузовиков.
«Их угоны часто происходят с целью дальнейшего использования в теневой логистике или сбыта комплектующих. При этом грузовики нередко принадлежат частным перевозчикам, которые не всегда устанавливают надежные охранные системы и зачастую пренебрегают полным оформлением документации, что облегчает работу злоумышленникам. К тому же запчасти к такой технике в случае поломки найти сложно, а сроки ожидания из Китая растягиваются на месяцы. Это порождает черный рынок, где краденые узлы и агрегаты становятся решением проблемы», — пояснил специалист.
По регионам продолжает лидировать с большим отрывом Москва, за ней следует Санкт-Петербург — такие данные предоставили NEWS.ru в компании «АльфаСтрахование». Также в топе регионов по угонам добавились «новички» — Курская, Астраханская области и Удмуртия. В прошлом году в топ-5 также входили Ставропольский край, Нижегородская область и Республика Карелия.
Абсолютным лидером по числу угонов стала Амурская область (89%). Еще по 3% хищений машин было совершено в Ярославской и Ульяновской областях, а также в Санкт-Петербурге.
По данным «РЕСО-Гарантии», в число традиционных лидеров по количеству хищений вошли Москва и Санкт-Петербург. Аналогичных лидеров по угонам выявили в компании «Согласие». После российской столицы и города на Неве в антирейтинг попали Ростов-на-Дону, Казань и Ставрополь.
Читайте также:
Самые угоняемые авто в России: какие машины ГИБДД проверяет чаще всего
Береги автомобиль: изучаем статистику угонов за последние три года
Риск на общих правах: самые угоняемые модели китайских автомобилей