Зоозащитники обеспокоены судьбой морских косаток и белух из Приморья, которых подвергли «аресту» после незаконного вылова. В связи с тем, что хозяева теперь не смогут вывезти в Китай морских млекопитающих и получить прибыль, обеспечить нужный уход животным будет невозможно.
В конце октября представители Гринписа России и «Эковахты Сахалина» заявили, что на базе в бухте Средняя, известной также как «китовая тюрьма», находятся 90 белух и 11 косаток. По информации активистов, в вольерах содержались особи, не достигшие половой зрелости и запрещённые к отлову. Малышей планировали продать в Китай.
Мораторий на коммерческую добычу косаток ввели в России в 1982 году, и с тех пор вылов млекопитающих разрешён лишь в научных и учебно-просветительских целях. Под предлогом «просвещения» косаток и вывозят за границу. При этом, когда компания получает разрешение на отлов, она обязана представлять «план дальнейших действий» — то есть объяснить, зачем ей животное.
«В данном случае в планах было указано, что косатки предназначены для экспорта в Китай. Таким образом, чиновники, которые выдавали разрешения, были в курсе ситуации с самого начала», — рассказал News.ru координатор отдела исследований Гринписа России Оганес Таргулян.
Зоозащитники обнаружили нарушение случайно: они исследовали старую базу данных по предыдущим поставкам косаток и выяснили, кто и куда поставляет этих животных. Это те же самые фирмы, которые сейчас стали фигурантами уголовного дела. На видеозаписях из китайских океанариумов даже удалось «опознать» российских косаток. Также в базе были найдены мутные сделки — например, продажи китообразных в 2017 году, тогда как разрешений на отлов в этом и предыдущем годах фирмам не выдавалось.
В этот раз по факту вылова детёнышей косаток и белух было возбуждено уголовное дело. Было установлено, что незаконным отловом занимались четыре фирмы: «Афалина», «Белый кит», «Океанариум ДВ» и Сочинский дельфинарий.
«11 особей косаток являются не достигшими половой зрелости детёнышами… 90 белух также не достигли возраста половой зрелости», — говорится на сайте Следственного комитета.
Оганес Таргулян рассказал News.ru, что отлов более молодых особей — не случайность. Детёныши косаток и белух менее агрессивны, их легче дрессировать. Именно на них есть спрос в зарубежных океанариумах.
Сейчас на животных, как на имущество организаций — фигурантов уголовного дела, наложен арест. Как следует из письма, поступившего из управления СК на имя врио руководителя Росприроднадзора, косаток и белух запрещено вывозить куда-либо из их нынешних вольеров.
«Мы настаиваем на том, что животных надо отпустить. Более того, у нас есть заключение учёных, которые занимаются китообразными. В нём указано, что как минимум косаток нужно выпустить немедленно», — говорит Оганес Таргулян.
По его словам, российское законодательство не проводит разграничения между наложением ареста на мебель или золото и на живых существ. Между тем состояние «арестованных» косаток и белух может серьёзно ухудшиться, поскольку ухаживают за ними сейчас те же фирмы — фигуранты уголовного дела.
Но вероятность того, что добытчики получат от пойманных косаток прибыль или хотя бы вернут затраченные на питание животных средства, стремительно близится к нулю. Дело в том, что за границу нелегально добытых косаток уже вряд ли удастся вывезти, а спроса на внутреннем рынке для такого товара не будет, объяснил Оганес Таргулян.
«В России практически нет океанариумов, куда требовались бы касатки. Есть „Москвариум“, но там уже содержатся три касатки, и ему больше не нужно», — сказал представитель Гринписа России.
Это означает, что фирмы постараются минимизировать свои расходы и заботиться о пойманных косатках и белухах будут хуже. А в зимних условиях, когда животные часто болеют, всё это может привести к их гибели. Зоозащитники уже были свидетелями похожей истории в Краснодарском крае, когда собственник двух дельфинов-афалин держал питомцев в коровнике, в силосной яме.
«Животные являются вещественными доказательствами, но их нужно кормить. Кто будет это делать — государство? У него тоже нет на это ресурсов», — посетовал Таргулян.
Сейчас в «китовую тюрьму» ездят ветеринары и осматривают «арестованных» морских млекопитающих. Однако эксперты в связи с расследованием уголовного дела дали расписку о неразглашении информации, а потому ни общественность, ни защитники ничего не знают о состоянии животных. Китовые вольеры охраняют сотрудники подпавших под уголовное дело фирм.
Кроме того, правоохранителям стоит разобраться, кто и почему выдал 13 разрешений на вылов косаток. В начале 2018 года квота была «нулевой», но потом Росрыболовство совершенно неожиданно подарило компаниям право на охоту. По мнению зоозащитников, второе решение было незаконным.
«По данному факту было подано заявление в суд, который идёт до сих пор. Но уже сейчас очевидно, что прокуратура согласна с нашей позицией», — указал Оганес Таргулян.
Разрешение на вылов на 2019 год уже отменено, подчеркнул собеседник. Разрешён лишь вылов в научных целях, когда животное осматривают и потом отпускают.
Примечательно, что при ловле косаток страдают не только пленённые особи, но и их родственники. Дело в том, что у данного вида животных очень сильны родственные связи — в каждой семье важную роль играет и мама, и бабушка. Когда охотники вылавливают малышей, старшие родичи защищают своё потомство. И зачастую охотники их убивают. А кое-кто из животных запутывается в сетях и гибнет позже. В среднем на одну пойманную косатку приходится одна погибшая особь.
Изъятие из стай молодых косаток приводит к тому, что в популяции не хватает особей репродуктивного возраста. Размножаться уже некому, и вид оказывается на грани вымирания. Именно так произошло в Аляскинском заливе, в США. Сейчас Россия единственная страна, где разрешён отлов косаток.