В первом полугодии 2017 года в России существенно упала рождаемость. Об этом заявила директор ИНСАП РАНХиГС Татьяна Малева.
«Демографический кризис, который прогнозировался специалистами довольно давно, воплотился в реальность. Если в 2016 году можно было сказать, что рождаемость почти не изменялась или её сокращение было минимальным, то в первой полугодии 2017 года оно уже существенно — родилось на 125 тысяч детей меньше, чем в 16-м году», — констатировала она.
По её мнению, главная причина происходящего в том, что в репродуктивный возраст вступило малочисленное поколение 90-х. Это влияет на численность матерей и, как следствие, даёт существенное снижение рождаемости. Специалисты считают, что такая ситуация будет продолжаться как минимум 10 лет, пока Россия не выйдет из демографической волны, которая сложилась в последнее десятилетие прошлого века, с рекордно низкими показателями рождаемости.
Тем не менее эксперты не теряют оптимизма: высокие темпы рождаемости последних 10 лет, достигнутые в том числе благодаря демографической политике, частично компенсируют потери.
Обнадёживает и то, что сохраняется тенденция на снижение смертности и рост продолжительности жизни. Однако эксперты полагают, что темпы этих тенденций могли бы быть явно выше.
«В мире эти показатели гораздо динамичнее. Рост продолжительности жизни в Западной Европе происходит гораздо более внушительными темпами. Отрыв от западных обществ не сокращается. Он скорее имеет тенденцию к росту», — посетовала Татьяна Малева.
Огорчает и то, что значительная часть смертей приходится на людей трудоспособного возраста. А это, по мнению эксперта, говорит о том, что «эти смерти необоснованны» и их можно было бы избежать. Совокупность этих процессов привела к тому, что в первой половине 2017 года наблюдается естественная убыль населения.
«Это для нас стало редкостью. Мы давно не помним, чтобы мы переходили в отрицательный естественный прирост», — подчеркнула она. Вместе с тем специалисты рассчитывают на частичную компенсацию убыли населения миграцией.
Особой надежды на мигрантов как на ресурс для численного роста населения специалисты не возлагают. И хотя нам кажется, что число иностранных рабочих на улицах, стройках, в магазинах и прочих местах, где требуется неквалифицированный труд, растёт, сухие цифры статистики говорят обратное.
По словам старшего научного сотрудника Института демографии Центра демографических исследований НИУ ВШЭ Юлии Флоринской, миграционный прирост в этом году не просто низкий, а самый низкий за последние годы. В первом полугодии он составил 102,3 тыс. человек, тогда как в аналогичном периоде прошлого года — 141,9 тыс.
«За первое полугодие миграционный прирост не компенсировал естественную убыль. Это большая редкость», — подчеркнула она. Это означает, что население России в первом полугодии сократилось. И источников прироста специалисты пока не видят. Интересно, что основным донором пока остаётся Украина.
О демографической катастрофе говорит и председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
Более того, эксперт уверен, что говоря о демографии, нельзя учитывать смертность и тем более миграцию.
«Это как гости — приехали, уехали. Это демографию не улучшит. Миграция — это нуль к демографии», — пояснил он.
Не верит он и в эффективность мер, таких как, например, материнский капитал, для решения демографических проблем.
По его мнению, реальной проблемой планетарного масштаба является малодетность. Даже в тех районах Африки, где сейчас наблюдается демографический всплеск, через 30–40 лет будет ситуация, похожая на нашу, отмечает он.
«Раньше внешние факторы ограничивали рождаемость и население: рождалось 10 детей, 5 умирало из-за голода, болезней, войн и т.д. А сейчас человечество перешло в фазу, когда чумой 21 века стала малодетность», — подчеркнул он.
При этом эксперт обратил внимание на высказывание президента РФ о том, что нормой должна стать трёхдетная семья.
«Чтобы трёхдетная семья была, национальной идеей в нашей стране должен стать 4-й ребёнок», — убеждён он.
Юрий Крупнов считает, что при рождении четвёртого ребёнка семья должна попадать в разряд «олигархов». Им должны предоставлять практически бесплатный дом и другие привилегии. По его мнению, это поможет отчасти решить демографическую проблему. Стимулированием рождения первого ребёнка этих результатов не достичь.
В любом случае, наверное, надо признать, что благополучие семьи, рождение детей во многом зависят от экономической стабильности. А по данным РАНХиГС, огромная часть населения сейчас может назвать себя «ниже среднего класса».
«Если бедных у нас в целом процентов 10, среднего класса — процентов 20–25, то между ними лежит 70-процентная группа. Это люди, которые выше черты бедности, но у них недостаточно ресурсов, чтобы быть средним классом», — пояснила Татьяна Малева.
Значит, многие из этих людей должны серьёзно взвешивать свои возможности: сколько детей они смогут вырастить, воспитать, дать образование. И как бы ни хотелось этот фактор отрицать, он есть. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что малодетность — проблема действительно общемировая. И для её решения необходимы усилия каждого человека. Иначе человечеству грозит вымирание.