Радикальный ислам продолжает привлекать новых последователей в России. В начале ноября в Москве был арестован исповедовавший агрессивные формы ислама 30-летний Талант Онуров. Для подготовки акции он искал сообщников, подбирал подходящее место и учился создавать бомбы. К какой именно организации принадлежал задержанный — неизвестно: путь человека к радикализации всегда индивидуален, а понимание этих причин, как и борьба с терроризмом, не терпит деления на чёрные-белые тона — столь, увы, популярное в современном медийном пространстве.
По данным источников News.ru, за рубежом может существовать информационный центр, который координирует работу ряда русскоязычных ваххабитских сайтов, в частности Quamet Q&A (официальный сайт шейха Гамета Сулейманова на русском языке), Путь ислама (sabilislam.com), Таухид (tavhid.com) и miraathru.com.
Первый и последний имеют общесалафитскую направленность, второй ориентируется на ваххабитов-азербайджанцев, а второй и третий — на среднеазиатских ваххабитов. Оснований для блокировки этих ресурсов нет — на одном из них даже критикуются террористические группировки «Исламское государство» и «Джебхат-ан-Нусра» (запрещены в РФ), есть материалы, которые можно даже охарактеризовать как окологосударственную пропаганду.
Сам салафизм не запрещён — это консервативное течение в исламе призывает очистить веру от позднейших наслоений и вернуться к жизни по образу и подобию пророка Мухаммеда. Нередко салафитов называют мусульманскими пуританами.
Сложность состоит в том, что внутри самого салафизма тоже есть течения различного толка. Например, мадхалиты, последователи шейха Мадхали, проповедующего в Мекке, остаются аполитичными и во всём подчиняются действующей власти.
Пример Саудовской Аравии демонстрирует, что последователи салафизма могут построить целое государство и мирно сосуществовать с соседними суннитскими государствами. Однако в российских реалиях мусульмане, следующие идеалам праведных предков, зачастую оказываются уязвимы перед потенциальными вербовщиками — из-за вакуума, в который они себя сознательно погружают, дистанцировавшись от единоверцев и близких.
Как ранее писал News.ru, мусульманская молодёжь в России сегодня становится уязвимой для радикальной идеологии, потому что уходит от традиционных общин в альтернативные сообщества в Интернете. Мусульманское духовенство не смогло выстроить эффективных моделей взаимодействия с молодёжью, а те группы, где она ищет поддержки и понимания, могут оказаться радикальными. Тем более что грань между радикализмом и консервативными направлениями ислама размыта и в разных странах воспринимается по-разному. Есть внутри салафизма и джихадистское течение, последователи которого готовы к насилию во имя строительства исламского халифата. Проблема состоит в том, что большинство сегодняшних джихадистов когда-то принадлежали к умеренной ветви салафизма.
Директор центра исламоведческих исследований Академии наук Татарстана Ринат Патеев в комментарии News.ru подтвердил салафитскую направленность указанных ресурсов, но уточнил, что их можно отнести, скорее, к мадхализму. При этом он подчеркнул, что главная проблема состоит в том, что основная часть джихадистов когда-то вышли как раз из умеренного салафизма.
В мадхализме есть установки дружбы и непричастия, которые ориентированы на необходимость ограничения взаимодействия с социальным окружением. Точнее, с людьми, которые не признают подобные идеи. На практике это приводит к тому, что они прекращают взаимодействовать с родными, близкими, обычными мусульманами. Кроме того, это направление в целом опирается на воззрения шейхов, которые имели разные взгляды, в том числе по вопросам джихада. Эти шейхи пользуются авторитетом, и всегда можно найти среди их заявлений, мнений и фетв вполне радикальные призывы. Некоторые из них, к примеру, признавали события в Чечне джихадом. Вопрос, где, кто и как воспользуется этими мнениями и их авторитетом.
Указанные сайты, согласился эксперт, не несут прямой опасности, однако могут заинтересовать российскую молодёжь, которая, нарушая коммуникации с родственниками и братьями по исламу, могут стать уязвимыми перед пропагандой радикализма.