Мусульмане отмечают праздник разговения Ураза-байрам. В Москве центральным местом, где собрались верующие, стала Соборная мечеть на проспекте мира. Нога женщины здесь не ступает, однако редакция News.ru решилась и отправила за репортажем девушку-корреспондента. Прорваться в царство сильного пола ей помогли природное обаяние, удостоверение журналиста и серая кофта коллеги, наброшенная поверх легкомысленного наряда.
Утренний намаз в мечети начался очень рано. Воссоединиться мыслями с Аллахом не должно мешать ничего — ни голые женские щиколотки, ни вредные привычки. На входе охранники отнимают у молящихся сигареты и бросают в картонную коробку. Она быстро наполняется до краёв. Курение в исламе — грех, курение во время молитвы — грех двойной.
Здесь же, на входе, бойкие торговцы продают бархатные зелёные коврики для молитвы, цена вопроса — 100 рублей. Верующие разбирают их как горячие пирожки.
Некоторым, впрочем, жаль и этих скромных денег. Из принесённых с собой сумок они извлекают куски обоев или картона, которые и расстилают на асфальте. Социальное расслоение очевидно: одни прихожане подъезжают к мечети на дорогих иномарках, другие стыдливо прячут ноги в рваных носках.
Отголоски чемпионата мира
По данным Совета муфтиев России, в Москве праздничные молитвы в честь праздника Ураза-байрам совершили в четырёх столичных мечетях и на трёх дополнительных площадках. В Соборной мечети присутствовали около 110 тыс. человек. Примечательно, что к традиционным прихожанам добавились футбольные болельщики, прибывшие в Россию из исламских стран. Праздничную молитву посетили туристы из Индии, Египта, Каира, Ирана, Туниса.
А какой восторг у собравшихся вызвали гости из Саудовской Аравии! Прихожане со всех сторон обступили молодых людей в дишдашах (длинные рубахи в пол) и с непривычно тёмной кожей. С ними фотографировались, их засыпали вопросами. Аравийцам в ответ оставалось лишь белозубо улыбаться — ни по-русски, ни по-английски они не понимают.
По традиции Соборная мечеть всех желающих вместить не смогла. Внутри помещения верующие занимали место с ночи, и уже к шести утра прихожан впускать перестали. Для молитвы они размещались возле здания. К началу богослужения на площадке перед мечетью раскинулось настоящее людское море.
Глава Совета муфтиев и Духовного управления мусульман России Равиль Гайнутдин читал проповедь с высокой лестницы в мечети, и голос его, усиленный динамиками, разносился далеко. Рядом расположились высокие гости: эмир Катара шейх Хамад бин Халифа аль Тани, отец действующего эмира Катара и президент Олимпийского комитета Катара Джоан бин Хамад бин Халифа Аль-Тани. Они тоже приехали в Москву на футбол.
Ближе к началу молитвы сотрудники Росгвардии перестали пускать людей уже и на площадь у мечети. В ответ раздавались возмущённые возгласы — как можно не пускать мусульманина на молитву?!
«Во время молитвы если сквернословишь, она становится неполной. Проблемы надо оставить далеко. Нас должно волновать только одно: Аллах нас любит сегодня», — словно усмирял разбушевавшихся гостей Равиль Гайнутдин.
Правоверного мусульманина не собьёшь с пути
На соседних ковриках — Саит и Эрнис. Они мусульмане, и при этом — такие разные. Оба долго живут Москве и каждый раз приходят на празднование Ураза-байрама. Однако отношение к религии у мужчин разнится.
Татарин Саит работает в сфере общественного питания. В течение дня молитву не совершает — только утром после пробуждения и вечером перед сном. Мужчине кажется неэтичным справлять религиозный культ среди коллег-немусульман. Пост в священный месяц Рамадан он не соблюдает тоже, потому что страдает сахарным диабетом. Долгие перерывы в еде ему противопоказаны.
— Москва не даёт быть чисто религиозным. На тебя из-за этого смотрят несколько иначе. Дресс-код другой, что ли... Других это как-то стесняет, платки всякие, — рассуждает мужчина.
А вот работник строительной компании Эрнис, наоборот, в Москве — как в своём родном Кыргызстане. Соблюдает все мусульманские традиции: не только молится пять раз в день в «специально отведённом» помещении, но и раз в неделю, по пятницам, неизменно отпрашивается с работы на молитву. За те 10 лет, что Эрнис живёт в столице, он не поддался влиянию большого города. Не пьёт алкоголь, не играет в азартные игры, не ходит по барам и ночным клубам.
— Это уже выбор веры, состояние души и сердца. То, что ты выберешь. Я выбираю труд и умеренность, — констатировал он.
После намаза мусульмане начали степенно расходиться. Их ждали жёны, которые молились дома. Женщины встречают своих мужчин пловом, выпечкой и сладостями. В этот день мусульмане не работают, празднование продолжится до утра.