В московских судах уже больше года тянется два процесса, где главным действующим лицом является Татьяна Рыбакова. С её слов, она несколько лет пытается доказать в суде, что никому не продавала свой автомобиль — его незаконно присвоил её сосед Игорь Кузьмин. Женщина уверяет, что они с мужчиной договорились о том, что он отвезёт машину на диагностику в сервис, чтобы проверить её состояние, а в дальнейшем, возможно, купит. Татьяна передала ему ключи и документы от автомобиля. А дальше началось что-то странное. По словам потерпевшей, Кузьмин, вместо того чтобы провести диагностику, оформил договор комиссии автомобиля между Татьяной и некой организацией «Автодок», а также договор купли-продажи между «Автодоком» и самим собой. Заключить контракты без участия Рыбаковой не составило труда: в документе подпись за женщину оставил кто-то посторонний. Татьяне за проданный без её ведома автомобиль не заплатили ни копейки.
News.ru решил поближе познакомиться с конторой под названием «Автодок». Согласно данным «Контур-фокуса», её генеральным директором является некий Алексей Кузнецов. На данный момент организация исключена из ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц. — News.ru) из-за предоставления недостоверных сведений. Неподтверждённой оказалась информация о юридическом адресе и о руководителе компании. Иными словами, «Автодок» имеет все основания, чтобы претендовать на звание «фирмы-однодневки».
Ситуация осложняется тем, что Рыбакова болеет раком костного мозга последней стадии. Она рассчитывала продать свой Mitsubishi, чтобы получить деньги на лечение.
В 2018 году Татьяна вместе со своим адвокатом Глебом Степановым подала иск в Нагатинский суд. 30 августа того года инстанция наложила арест на автомобиль. Несмотря на решение суда, Кузьмину удалось перерегистрировать машину на своего предполагаемого приятеля Сергея Комарова.
Позже, уже 15 марта 2019 года следователи МВД всё-таки возбудили уголовное дело по факту мошенничества в отношении неустановленных лиц (ч. 3 ст. 159 УК). Кузьмин в деле в качестве подозреваемого не фигурировал. Расследованием произошедшего занялся капитан юстиции Марат Умряев.
В мае нынешнего года Нагатинский суд удовлетворил иск Рыбаковой и признал сделки комиссии и купли-продажи машины недействительными. Встать на сторону истицы суд решил из-за результатов судебной почерковедческой экспертизы. Она установила, что подпись «Рыбакова Т.Е.» оставила не сама Татьяна, а другой человек. Экспертизу провёл специалист Центра независимой экспертизы и права в январе 2019 года. Кузьмин не согласился с решением Нагатинского суда о признании сделок недействительными и пожаловался в Мосгорсуд.
После решения суда от 24 мая 2019 года о признании договоров недействительными следователь Умряев ещё три раза назначал дополнительные экспертизы почерка. Экспертизу, отметим, можно делать только с оригинала. Как пояснил News.ru адвокат Глеб Степанов, эксперт Тоичкина не могла исследовать договор комиссии на выезде в суде в июле 2019 года, так как оригинал документа был выдан на руки Кузьмину 27 мая 2019 года (документ, подтверждающий это, есть в распоряжении редакции News.ru).
При этом постановления о новых экспертизах выносились в мае, июне и июле 2019 года. В результате первых двух дополнительных экспертиз выводы специалистов остались прежними: подпись не принадлежит Рыбаковой. Тогда проводится третья дополнительная экспертиза. Согласно материалам дела, эксперт ЭКЦ УВД по ЗАО ГУ МВД Тоичкина выехала для исследования документа в Никулинский суд (хотя дело рассматривалось в Нагатинском). Специалист пришла к выводу, что подпись подлинная и принадлежит Рыбаковой. Этот вывод противоположен результатам первых трёх экспертиз, которые утверждали, что подпись сделана не рукой Татьяны.
Адвокат также утверждает, что, помимо этого договора, ответчику по делу неоднократно выдавались на руки оригиналы других документов, которые имеют непосредственное отношение к Рыбаковой и которые впоследствии исчезли. Степанов убеждён, что здесь имеет место подлог, и в связи с этим обратился в Мосгорсуд с жалобой о фальсификации дела.
На основании результатов последней экспертизы следователь Умряев прекратил уголовное дело по факту мошенничества и возбудил дело против Татьяны по ч. 2 ст. 306 УК "Заведомо ложный донос в совершении преступления".
Татьяна рассказывает, что знает Кузьмина с 2002 года — именно с этого времени они живут на одной лестничной клетке. Однако, по её словам, до весны 2018 года их общение было сугубо соседским: приветствия и прощания при встрече и не более того. В конце мая 2018 года женщина собиралась лечь на лечение в стационар — болезнь прогрессировала, у неё развился паралич конечностей. Буквально за несколько недель до этого Кузьмин стал навязчиво предлагать свою помощь.
Каждый день пишет: «Давай, давай, подвезу, помогу. 500 рублей — и сделаю, что хочешь». А я уже была в таком состоянии, что сопротивляться не было сил, да и вроде как человек помощь предлагает, — вспоминает Рыбакова.
Татьяна утверждает, что сосед очень плотно влез в её жизнь и стал практически контролировать женщину.
Это всё было до такой степени, что он мог зайти домой, начать выяснять, какие у нас планы. Стал вмешиваться в личную жизнь: начались вопросы про бывшего мужа, про нынешнего молодого человека, который стал бывать у меня, — говорит она.
Втёршись таким образом в доверие, за несколько дней до госпитализации соседки, Кузьмин, со слов женщины, попросил её скинуть ксерокопии паспортов Татьяны и Джабраила (муж Рыбаковой. — News.ru). Он объяснил свою просьбу тем, что хочет оформить карту допуска на оптовый склад магазина Metro. Рыбакова, не почуяв подвоха, отправила фото паспортов. Кузьмин, как предполагает девушка, воспользовался полученными ксерокопиями и уже 31 мая 2018 года оформил страховой полис на машину на своё имя, хотя на тот момент не был заключен ещё даже договор комиссии с ООО «Автодок».
По рассказам Татьяны, некоторое время назад Кузьмин установил камеры наблюдения в приквартирном холле. Она утверждает, что мужчина следит за соседями, знает, кто когда уходит и приходит. Именно основываясь на видео с камер, Кузьмин якобы написал заявление в полицию о том, что новый муж Рыбаковой — террорист и устроил в её квартире террористическое логово. Такой вывод он сделал после просмотра записи с камер, на которых запечатлено, как Джабраил приводил в квартиру Татьяны своих родственников.
После выписки из стационара женщина попыталась потребовать у Кузьмина деньги за автомобиль, на что он отвечал бесконечными обещаниями и переносом сроков оплаты. Поняв, что денег она не увидит, Рыбакова обратилась в суд. Только после этого Кузьмин стал утверждать, что подпись в договоре Татьяна поставила сама.
Кузьмин не ответил на звонки News.ru, с его представителем также связаться не удалось. В Главном управлении МВД в ответ на наш запрос ответили следующее.
Гражданка, указанная в Вашем запросе, обратилась в органы внутренних дел с заявлением о якобы совершённом в отношении неё мошенничестве — завладении её автомобилем. При этом она указала, что подпись в договоре комиссии транспортного средства, выполненная от её имени, она не выполняла и договор не подписывала. На основании заявления указанной гражданки было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ. Проведённой экспертизой установлено, что записи в договоре комиссии выполнены заявительницей. Что указывает на отсутствие события преступления в отношении неё. При этом в её деяниях усматриваются признаки преступления, предусмотренного ст. 306 УК РФ, — пояснили в ведомстве.
Адвокат Глеб Степанов обратился в Кунцевский суд с двумя жалобами. Первая касалась отмены постановления о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества, вторая — требовала отменить дело против Рыбаковой. Рассмотрение состоялось 25 ноября. В ходе заседания выяснилось, что в отношении Татьяны, так как она стала фигуранткой уголовного дела, избрали подписку о невыезде. Адвокат просил отменить эту меру, ссылаясь на состояние здоровья доверительницы и на периодическую необходимость выезжать за пределы города в санатории. Судья в удовлетворении первой жалобы отказала: Рыбакова остаётся обвиняемой по уголовному делу и под подпиской о невыезде.
В этот же день состоялось рассмотрение второй жалобы — о прекращении дела о мошенничестве и назначении дополнительной экспертизы от 17 июля 2019 года. В ходе слушания адвокат заявил несколько ходатайств, в том числе о приобщении различных документов. Судья удовлетворила ходатайство частично: приобщила к материалам дела копию документа о выдаче оригинала договора комиссии на руки ответчику Кузьмину и копию самого договора комиссии.
Следующее заседание назначено на 4 декабря: суд вызвал на заседание для дачи показаний следователя Марата Умряева. Судья хочет узнать у него, каким образом эксперт Тоичкина могла изучать оригинал договора комиссии в суде, когда в материалах делах он отсутствовал уже два месяца.