Как Виталий Калоев добивался извинений за гибель семьи

Общество 24 февраля, 2019 / 08:01

Имя Виталия Калоева стало известно миллионам людей в России и за её пределами после того, как 24 февраля 2004 года он убил авиадиспетчера Петера Нильсена, которого считал виновным в авиакатастрофе над Боденским озером, где погибли его жена Светлана и двое детей — 10-летний Костя и 4-летняя Диана.

До этой трагедии Калоев был обычным строителем родом из Северной Осетии. Он родился в 1956 году во Владикавказе, в 1991 году женился на Светлане Гагиевской, директоре местного отделения Сбербанка. Вскоре после свадьбы у пары родился сын Костя, ещё через семь лет на свет появилась дочка Диана.

Калоевы жили дружно и были достаточно обеспеченными людьми. Со временем Виталий возглавил строительное управление Владикавказа, Светлана стала работать заместителем директора по финансам пивоваренного комбината, а сын учился в престижной школе. Но после финансового кризиса 1998 года благополучию пришёл конец. Калоев решил поискать работу за рубежом. Уже через год он уехал строить жилые дома в Барселону.

1.07.2002

На том злополучном рейсе семья Калоева оказалась случайно. Светлана с детьми летела в Испанию к мужу, в Москве у них была пересадка, но они опоздали на свой самолёт и остались в Шереметьево. Через несколько часов ожидания диспетчер предложила Калоевым билеты на чартерный рейс авиакомпании «Башкирские авиалинии», на котором группа учащихся спецшколы ЮНЕСКО летела отдыхать на побережье Средиземного моря. На борту оказалось несколько свободных мест, три из которых заняла Светлана со своими детьми.

Через несколько часов Ту-154 «Башкирских авиалиний» столкнулся в воздухе над Боденским озером с грузовым «Боингом-757» международной логистической компании DHL, на борту которого было только два пилота.

Фото: Konstantin von Wedelstaedt/wikimedia.orgРазбившийся самолёт за четыре года до катастрофы

Как только Калоев узнал об авиакатастрофе, он тут же отправился в Германию. Он был одним из первых, кто прибыл на место трагедии, но его не сразу пропустили, только когда полицейские узнали, что он будет вместе с ними искать погибших, они разрешили присоединиться к ним. В первый же день поисков Виталий нашёл в лесу разорванное жемчужное ожерелье своей маленькой дочери. Через несколько лет бусины жемчуга станут прообразом памятника, установленного на месте катастрофы. Вскоре отец нашёл и тело Дианы, которое почти не пострадало. Но, чтобы найти обезображенные тела Светланы и Кости, потребовалось полторы недели поисков.

«Мою дочь Диану нашли в трёх километрах от места падения самолёта. Я её сразу опознал. Дочка опустилась на землю как ангел — тело совсем не пострадало. Потом я нашёл её бусики, — рассказывал Калоев в одном из интервью. — Десять дней я провёл в поисках останков своих дорогих детей и жены. Жизнь моя остановилась на этой трагической дате — 01.07.2002. Мне осталось жить одними воспоминаниями».

Слишком поздно

Вскоре после катастрофы стало известно, что в произошедшей трагедии виноват диспетчер частной швейцарской компании Skyguide, которая отвечала за воздушное сообщение в этом районе Германии. Эксперты назвали два фактора, которые привели к столкновению самолётов. Накануне в диспетчерской сменили оборудование, новая система работала с ошибками, о чём предупреждали развешенные по офису напоминания, на которые диспетчеры обращали мало внимания.

К тому же в момент катастрофы в диспетчерской вопреки всем правилам работало всего два сотрудника, один из которых вышел на перерыв. Следить за воздушным пространством остался 34-летний Петер Нильсен. Из-за сбоя в работе оборудования диспетчер слишком поздно увидел, что самолёты находятся близко друг к другу. За минуту до столкновения он попытался предотвратить трагедию. Нильсен сказал Ту-154 снижаться, хотя система предупреждения опасных сближений рекомендовала пилотам набирать высоту. На снижение пошёл и боинг. Также диспетчер передал пилотам Ту-154, что второй самолёт находится справа, когда тот был слева. Самолёты столкнулись.

Впервые фамилию Нильсена Калоев услышал во время спасательных работ. После этого мужчина несколько раз обращался к руководству Skyguide, пытаясь узнать степень вины диспетчера в случившейся трагедии. Но в компании не хотели с ним разговаривать.

Расследование происшествия длилось почти два года. Skyguide, как могла, уходила от ответственности. В итоге адвокаты навигационного сервиса предложили родственникам погибших отказаться от всех претензий в обмен на компенсацию. Но Калоеву не нужны были деньги, он просто хотел, чтобы тот, кто невольно оказался повинным в гибели его семьи, принёс ему извинения. В свою очередь адвокаты убедили швейцарца Петера Нильсена, что извинения предполагают признание его вины, а это может повлиять на судебное решение.

Фото: wikipedia.orgПетер Нильсен

«Я лишь требовал, чтобы люди из авиакомпании извинились перед родными погибших, как и положено по-людски, а они постоянно выкручивались…» — признался Калоев.

В конце концов вина была возложена на руководство Skyguide, которое не обеспечило свой центр достаточным количеством диспетчеров, при этом никто не назвал Петера Нильсена виновником трагедии, его просто временно отстранили от работы. Но Калоеву было этого недостаточно, он хотел, чтобы у него попросили прощения. Через год после случившегося мужчина добился встречи с директором компании Аланом Росье и вынудил того признать, что вмешательство диспетчера не позволило самолётам разлететься. После этого разговора встреча с Нильсеном стала для Калоева идеей фикс. Но адвокаты Skyguide прислали ему письмо, в котором заявили, что компании и диспетчеру не за что перед ним извиняться.

Тогда Калоев решил отыскать Нильсена своими силами. Он обратился в московское детективное агентство, которое предоставило ему досье на всех сотрудников Skyguide. Виталий подписал обязательство, что не причинит никому из работников компании физического вреда. Потом Калоев признался, что на тот момент он действительно не хотел никому делать больно.

24 февраля 2004 года Калоев появился у дома Нильсена. Диспетчер открыл ему дверь и вышел за порог. Виталий сказал по-немецки: «Я из России» и показал фотографии своих погибших детей. Нильсен неосторожным жестом ударил по руке Калоева, и снимки упали на землю.

«В глазах у меня потемнело. Мне показалось, что это тела моих детей выкинули из гробов на землю…»

В состоянии аффекта Виталий бросился со складным ножом, длина лезвия которого всего 10 см, на Нильсена. Калоев хаотично наносил удары, всего 17, в грудь и по лицу диспетчера. Нож пробил ему сердце и лёгкие. На крики Нильсена прибежала его жена, она увидела супруга, лежащего в луже крови, а рядом с ним неизвестного бородатого мужчину с ножом. За помощью она бросилась к соседям.

«Если бы он просто извинился, ничего бы этого не было», — будет повторять Калоев на суде. Диспетчер, у которого осталось трое детей, стал последней жертвой трагедии над Боденским озером.

Наказание и новая жизнь

Не обращая внимания на крики жены Нильсена, Виталий ушёл. Никем не замеченный ранним утром, он пешком вернулся в отель, где остановился. По дороге он выбросил нож, а уже в номере переоделся и избавился от забрызганной кровью одежды. И стал ждать. Спецназ ворвался к нему в номер через сутки. Служащий отеля, увидев последние новости по телевизору, решил позвонить в полицию, чтобы та проверила подозрительного постояльца.

Калоев сразу же признался в совершённом убийстве. В октябре 2005 года Верховный суд Цюриха приговорил его к восьми годам заключения строгого режима. После процесса журналисты задали ему вопрос: не хочет ли он сам извиниться перед семьёй Нильсенов за совершённое преступление. «Я найду такую возможность… Мне жаль его детей», — сказал Калоев.

Через два года, в ноябре 2007 года, Калоев был освобождён из тюрьмы за примерное поведение. Он рассказывал в интервью, что его знала практически вся тюрьма, многие подходили к нему просто поздороваться. Когда он вернулся в Северную Осетию, в аэропорту Владикавказа его встречал сам глава республики Таймураз Мамсуров и болельщики клуба «Алания». Ещё через год Калоев был назначен на должность заместителя министра строительной политики и архитектуры республики. Сегодня он курирует все значимые проекты в Северной Осетии.

Фото: Кинокомпания Большое КиноКадр из фильма «Непрощённый»

История Калоева легла в основу двух художественных фильмов. В 2017 году на экраны вышла драма «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Сам Калоев раскритиковал кинокартину, заявив, что экс-губернатор Калифорнии старается вызвать к себе жалость, вместо того чтобы добиваться справедливости. О втором фильме, российского производства, с Дмитрием Нагиевым в главной роли Калоев не сказал ни слова.

Летом 2018 года стало известно, что Калоев снова женился. В декабре прошлого года супруга родила ему близнецов.