Режиссёр Авдотья Смирнова дала большое и яркое интервью Алексею Пивоварову и Тихону Дзядко в программе «На троих». Поводом для разговора стал новый фильм Смирновой — «История одного назначения», вышедший в прокат 6 сентября. Беседа, впрочем, затронула огромное число тем, напрямую не связанных с новой кинематографической работой Смирновой, вызвав широкий резонанс в социальных сетях, едва ли не больший, чем сам фильм.
Авдотья Смирнова в интервью заявила, что после того, как Андрей Лошак снял её мужа, экономиста и политического деятеля, председателя правления «Роснано» Анатолия Чубайса в фильме о Березовском, для неё больше «не существует» такого журналиста. После её слов, комментарии по поводу интервью в Сети приняли направление, далёкое от обсуждения новой киноленты, по сути превратившись в судилище над Чубайсом. Всё происходящее заставило Авдотью Смирнову на своей странице в Facebook написать: «Скажите, а это партсобрание по разбору персонального дела моего и мужа, оно когда закончится?».
Однако, чтобы разобраться в перипетиях сюжета, следует вспомнить две почти забытые истории. Одна из них — диалог Анатолия Чубайса и предпринимателя Петра Авена на тему «Дихотомия Родины и свободы», показанный в своё время на телевидении. Вторая — интервью репортёра Андрея Лошака журналисту Александре Зеркалёвой, где он цитирует сказанное Чубайсом, но, по мнению Смирной, искажает смысл сказанного, подменяя важнейшие понятия.
В дискуссии на тему «Дихотомия Родины и свободы» Чубайс заявляет своему оппоненту Петру Авену: «Тебе не кажется, что в этой дихотомии российский народ делает другой выбор, нежели мы? Для него Родина выше свободы». В интервью Александре Зеркалёвой Андрей Лошак цитирует Чубайса, но в его устах оно звучит немного по-другому: «Ну вы же видите саморазоблачение Чубайса, который говорить, что для него государство выше свободы».
Жена Чубайса считает, что Лошак произвёл «удивительно нежную подмену». Но, по всей видимости, у «старых грехов» Анатолия Чубайса очень «длинные тени». Чем ещё можно объяснить шквал комментариев по поводу его мнения о дихотомии родины и свободы?
Екатерина Гордеева, кинодокументалист и писатель, известная широкому кругу зрителей как корреспондент и автор документальных фильмов на НТВ, на своей странице в Facebook дала оценку передаче «На троих» с участием Авдотьи Смирновой.
«Интервью очень крутое, очень полемичное и очень интересное. Есть только теперь у меня одна мечта: сделать перекрестные интервью со всеми, упомянутыми Авдотьей Смирновой людьми. Правда, тогда бы я не отлипла от экрана примерно никогда. А мне работать надо», - написала она в посте.
Под сообщением Гордеевой стали появляться комментарии, которые фактическистали продолжением самого интервью Дуни Смирновой. Историю с Чубайсом и Родиной здесь комментирует и Андрей Лошак, и владелица страницы, и её друзья, а на каком-то этапе в разговор вступает и супруга главу правления «Роснано». Приводим комментарии с авторской пунктуацией и орфографией.
Julia Briskina: «Можно как угодно трактовать слова Чубайса, но впадать в такую непримиримость в отношении талантливейшего журналиста, который просто это озвучил, по меньшей мере смешно и глупо».
Елена Мясникова: «Вы плохо слушаете. По словам Авдотьи, Лошак в интервью заменил слово „Родина“ на „государство“. Родина важнее свободы и государство важнее свободы — это драматическая разница».
Андрей Лошак: «Я ничего не менял — вот цитата из интервью: «У меня в проекте „Березовский — это кто?“ есть отдельное бонус-видео: интервью Авена с Чубайсом, очень показательное, „Родина выше свободы“. Там отлично видна эволюция либерального чиновника, который остался в путинской системе. Он там абсолютно саморазоблачается, предаёт все те идеалы, ради которых когда-то жил, — свободу, демократию, права человека. Все либеральные идеалы. — Ты о Чубайсе? — О Чубайсе, о ком ещё. Он — одно из доказательств, что изменить путинскую систему изнутри невозможно. Она так построена, что это она изменит тебя, а не ты её». Ну и в споре Авена и Чубайса там очевидно, что они оба не разделяют понятия «Родина» и «государство».
Евгения Альбац: «Чубайс дословно сказал следующее: «Если народ, в отличие от тебя, считает, что Родина выше свободы, то, во-первых, он имеет право так считать».
Андрей Лошак: «Во время разговора Чубайс однажды подчёркивает, что это не его позиция, а позиция «народа» — наверное, это место Дуня имеет ввиду, — но при этом Чубайс неоднократно сам встает на эту позицию и яростно её защищает от нападок Авена, который говорит, что свобода и права личности для него — высшая ценность, и с 90-х в этом смысле для него ничего не изменилось. «А у меня поменялось» - отвечает ему Чубайс, ну и так далее. Ещё он говорит Авену — это моё любимое: «Вы просто отстали. Но вы ещё к нам подтянетесь, и тогда всё будет хорошо».
Авдотья Смирнова: «Так всё-таки Родина или государство, Андрей? Вообще я люблю, когда свободу в моей стране адвокатируют люди, не уважающие мнения, отличные от их собственных».
Андрей Лошак: «Я не знаю, откуда взялось слово „государство“, я его не употреблял, но по сути Анатолий Борисович защищает позицию державников-охранителей, для которых государство превыше всего, и именно это провоцирует Авена на дальнейший с ним спор. Он конечно имеет право на это мнение, но и я, как человек, работавший с этим интервью, имею право на свою оценку этого мнения».
Владимир Савушкин: «Чубайс с одной стороны и Авен+Лошак с другой по-разному понимают слово „свобода“, это спор технократа и гуманитария. Чубайс здесь солидарен с Путиным в том, что русскому народу свобода не более нужна, чем китайцу. Китай видели какими темпами развивается без всякой свободы? Ну, вот».
Итог прениям по поводу передачи подвел Александр Тимофеевский, с которым очень сложно не согласиться.
«Главная проблема тут, по-моему, в том, что фильм „История одного назначения“, очень хороший, кстати, но хоть бы и плохой, сняла Авдотья Смирнова, а персональное дело по этому поводу шьют мадам Чубайс, спрашивают не про фильм, а про отношение жены к мужу, рецензируют не экранную реальность, а семейно-политическую, тоже своего рода фикцию, но только собственного авторства вопрошающих. Вот это совсем партком, совсем абсурд, совсем беда», - написал он.
И правда: лучше бы поговорили о фильме.
Краткий словарь
РО́ДИНА, -ы, ж. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является; отечество. "Не небесам чужой отчизны — Я песни родине слагал! ... " Николай Некрасов.
ГОСУДА́РСТВО, -а, ср. Политическая организация общества во главе с правительством и его органами, с помощью которой господствующий класс осуществляет свою власть, обеспечивает охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также страна с такой политической организацией.