Игрушки в виде монстров, вампиров и иных «страшных» существ должны быть запрещены, потому что они травмируют детскую психику. Такое мнение высказала замглавы комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям Татьяна Батышева. При этом она отметила, что сегодня на видных местах в магазинах в основном располагаются игрушки «для убийства и смерти».
На полках детских магазинов несомненно можно увидеть большое количество разного рода «оружия», а также кукол в виде монстров. Среди этого изобилия для родителей зачастую становится сложно выбрать для ребёнка подходящую игрушку, которая положительно скажется на его психологическом состоянии. News.ru побеседовал с психологом Еленой Лосевой и выяснил, действительно ли игрушечные пистолеты и монстры могут оказывать негативное влияние на детей и как понять, во что ребёнку лучше играть.
По словам психолога, реакция человека на любой внешний стимул всегда индивидуальна.
Существует очень популярный пример: по пути в школу три ребёнка натыкаются на мёртвую кошку. По приходе в учебное учреждение один из них с азартом рассказывает о произошедшем, второй — плачет, а третий — перешагнул кошку и даже не заметил её. С любым внешним стимулом, в частности, с игрушками, абсолютно та же ситуация, — пояснила Елена Лосева.
Если брать пример с игрушечным вампиром, то тут нужно исходить из опыта ребёнка. Если он смотрел про них мультики, играл с игрушками в безопасной среде при поддержке родителей, то у него с вампирами никаких негативных ассоциаций нет. Если же ребёнка, к примеру, напугал старший брат — рассказал страшные истории, — то в таком случае игра с «вампирами» может повлечь за собой негативные последствия, в том числе и физиологические, рассказала психолог.
В глобальном запрете такого рода игрушек я лично смысла не вижу, — отметила она.
В рамках своей речи о «травмирующих детскую психику» игрушках депутат Мосгордумы также заявила, что на видных местах в магазинах сегодня располагаются игрушки «для убийства и смерти». Это, по её мнению, происходит «потому, что они более яркие, привлекательные, дети хотят что-то необычное».
Комментируя позицию парламентария, психолог отметила, что игры с «оружием» популярны среди мальчиков испокон веков.
Ведутся споры о том, развивают ли такого рода игрушки агрессию или нет. К однозначному результату эксперты не приходят, так как в этой ситуации тоже всё индивидуально, — рассказала Лосева.
По её словам, одним детям игра с «оружием» помогает выплеснуть агрессию. У других она агрессию только развивает, а третьим она просто неинтересна.
Чтобы понять, что ребёнку всё-таки не стоит покупать те или иные игрушки, следует за ним наблюдать. Если дитя после игры в «пистолетики» спокойно может заниматься другими делами, значит, всё в порядке — он выплеснул свою агрессию и переключился, пояснил психолог. В случае же, если ребёнок неоднократно после игры с определённой игрушкой продолжает вести себя агрессивно и у него нет смены настроения, следует ограничить его времяпрепровождение с ней. В какой-то мере стоит принудительно переводить его на более спокойные игры.
Если вы ребёнку всегда давали игрушку, а потом резко её забрали — это в любом случае будут истерики и конфликты, — объяснила Елена Лосева.
По её словам, в каких-то случаях перевод на более спокойные игры лучше проводить постепенно, в каких-то — резко. Чтобы понять, к какому способу лучше прибегнуть, следует выяснить, есть ли у ребёнка зависимость к вещи, посмотреть, как он реагирует на то, когда родитель ограничивает в ней ребёнка.
Нужно различать любимую игрушку и зависимость. Если у ребёнка сформирована зависимость и он впадает в истерику в случае, если родитель забирает у него игрушку, то следует её спрятать и ограничить ребёнку доступ к ней. Однако это требует «затрат» со стороны родителей. Забрать игрушку мало. Нужно чем-то её заменить, в частности, своим вниманием. Это не работает так, что у ребёнка просто забрали игрушечные танки, дали футбольный мячик и на этом всё. Нужно показать, как в него играть. Для родителей это всегда затратно по времени, но это и есть участие в жизни ребёнка, — рассказала эксперт.
При ограничении в той или иной вещи у детей часто встаёт вопрос: «Почему у него есть, а у меня нет?» По словам психолога, объяснить ребёнку, почему у него нет такой же игрушки, как у всех, достаточно сложно.
Ситуация часто зависит от коллектива, в котором он общается. От тех ценностей, которые там есть. У любого человека есть потребность быть принятым в какой-то группе общества: в рабочем коллективе, в классе. Принятие, соответственно, идёт через какую-либо атрибутику. И если ребёнок очень хочет попасть в группу, где определённая вещь является большой ценностью, то ему фактически никак не объяснить, почему у него этой вещи нет. Либо можно его уговаривать и объяснять, что эта группа ему не нужна и не подходит, что ценностные системы у ребёнка с ней не совпадают, — пояснила психолог.