Судя по всему, криминальные происшествия с подростками, происходящие в России одно за другим, наконец по-настоящему надоели взрослым. И те решили объявить безобразию войну. Флагманом в этом процессе стала ФСИН: на днях ведомство заявило, что готовит программу по борьбе с криминальным поведением несовершеннолетних.
«Подросток пришёл в школу и бросил в одноклассников коктейль Молотова»...
«Двое девочек-подростков жестоко истязали животных»...
«Старшеклассник явился в школу с топором и ударил им по голове учительницу»...
«Студент убил возлюбленную и после этого изнасиловал её»...
В последнее время новости о «подвигах» нашей молодёжи приходят такие, что кровь леденеет, а рука сама тянется за книжкой Макаренко, чтобы хоть как-то понять: почему они так поступают, откуда столько жестокости и что с этим делать? То же желание, видимо, посетило и специалистов ФСИН. На днях они объявили, что подготовили программу противодействия криминальной субкультуре в подростковой среде. По данным ведомства, она уже включена в план мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках объявленного президентом РФ «Десятилетия детства».
Не секрет, что проблема подросткового криминала была всегда. Более того, ей свойственно обостряться в разные периоды. Как, например, после войны, когда улицы заполнило огромное количество беспризорников. Или в перестройку, когда образ бандита попросту был модным. У нынешнего криминального поведения несовершеннолетних свой характер — во многом «артистичный», показной: почти обо всех преступлениях подростки сами с готовностью рассказывают в Интернете; в чём-то — подражательный: многие подростковые преступления совершаются под влиянием стиля той или иной субкультуры. Яркий пример — одна из самых массовых на сегодня субкультур под названием «АУЕ» — движение, культивирующее моду на криминал и уголовную идеологию, которое сегодня эксперты уже называют «проблемой национальной безопасности».
Как со всем этим собирается бороться ФСИН? Вот основные постулаты программы.
Воспитать воспитателей. Прежде всего в рамках своей программы ФСИН собирается воспитать даже не криминальных детей, а работающих с ними педагогов. Для этого разработан ряд мастер-классов, которые будут проведены с сотрудниками психологических служб колоний. Это нужно «для комплексного воздействия и снижения авторитета лидеров отрицательной направленности», — отмечают в ведомстве.
Повлиять на семьи. В рамках программы разработаны предложения для субъектов РФ о проведении мероприятий, направленных на борьбу с криминальной субкультурой. А также предусмотрены рейды по проверке мест жительства и учёбы несовершеннолетних осуждённых, состоящих на учёте в уголовно-исправительных инспекциях.
Увлечь хорошим. В рамках разработанной программы ФСИН собирается организовать для подростков мастер-классы по обучению наиболее интересным им профессиям. А также организовать в колониях художественные выставки, виртуальные туры по музеям и турниры по различным видам спорта.
Главный вопрос — сработает ли всё это?
— Меры, предлагаемые ФСИН, хороши, но, боюсь, они могут оказаться бесполезны без главного — индивидуального подхода к каждому подростку. Долгой и непростой, но очень важной работы по выстраиванию доверительных отношений, в которых подросток бы ощутил свою значимость, уважение к своим потребностям и поддержку в росте собственной личности. Водить таких детей по музеям строем с несколькими надзирателями вряд ли будет эффективным делом. Ведь в такой обстановке проникнуться искусством удастся немногим. Такая работа должна выстраиваться комплексно, и целью её должно стать не перевоспитание, а помощь в адаптации, в системном социально-психологическом сопровождении. К сожалению, российская система правосудия призвана карать, винить и стыдить. И таким образом, проходя все эти процедуры, человек, совершивший правонарушение, ощущает себя отвергнутым нормальным миром, на нём теперь клеймо позора. Таких изгоев собирают в тюрьмы и изолируют от общества. Но именно этот подход и провоцирует рецидивы преступлений.
На самом же деле основным посылом в работе с такими детьми должно стать не стигматизирование, а уважение и партнёрское внимание. При таком отношении уже не важно, что делать, это как «фермент», позволяющий усвоить культуру, выбрать профессию — прикинуть на себя роль реализовавшегося в профессии человека и поверить, что ты тоже можешь так жить, с тобой тоже может случиться много хорошего. Более того, ты сможешь жить так, что от стыда и жгучей зависти к жизни обычных людей не останется и следа.
Подобная работа, конечно, должна проводиться прежде всего в школе. И, кстати, в России есть подобный опыт — так называемые школы примирения, подход которых убедительно демонстрирует, что дети способны усвоить главное — есть общественная норма, есть возможности и возмещения ущерба, и восстановления баланса ситуации. Жаль только, что практика подобных служб ещё не очень у нас распространена.